Представьте, что на дворе 1922 год. Советская Россия, едва оправившаяся от Гражданской войны, задыхается в тисках кризиса. Кронштадтское восстание матросов, крестьянские бунты и полная экономическая разруха заставили даже самых упертых большевиков отступить – был объявлен НЭП, то есть новая экономическая политика.
А в это же время в Кремле разворачивается другая, невидимая для большинства, но куда более важная война. Там начинают биться за наследие Ленина, где главным человеком этой борьбы становится «серая посредственность», известная под псевдонимом Сталин.
От семинариста до «исполнителя»
Иосиф Джугашвили прошел суровую школу. Сын сапожника из Гори, исключенный из духовной семинарии, он рано окунулся в революционное подполье. В соответствующих кругах Иосиф стал известен как «Коба», это псевдоним в честь героя патриотического грузинского романа (этакого народного мстителя).
В те годы он организовывал стачки, грабил банки для партийной кассы (так называемые эксы), сидел в тюрьмах и ссылках.
Важнейший урок этих и последующих лет для него – умение работать в тени. В отличие от ярких ораторов-эмигрантов вроде Троцкого, Сталин был «практиком» внутри страны. Он не блистал теоретическими трудами (хотя и написал работу по национальному вопросу), но именно ему Ленин поручал самые деликатные и часто «грязные» задания, включая сбор денег для партии не всегда легальными методами.
Это сформировало его главное кредо: важны не лозунги, а контроль над реальными процессами.
Изобретение поста Генсека и его истинная цена
Весной 1922 года, стремясь наладить работу разросшегося партаппарата, Политбюро учреждает новую должность – Генеральный секретарь ЦК РКП(б). Работа вроде рутинная и исключительно административная. «Бумажная душа», как язвили некоторые.
Так вот, на этот пост и был избран Сталин.
Он согласился стать главным кадровиком империи, а все остальные попали в его ловушку. Под его контроль перешли назначения на тысячи ключевых постов по всей стране в широком поле: от секретарей обкомов до руководителей наркоматов.
Через годик-другой назначенные Сталиным секретари губернских комитетов, стали его верной опорой, так как были обязаны ему своими креслами.
Кто голосовал за его решения?
Люди, которых он же и поставил. Сталин понял то, чего не поняли его конкуренты. В аппаратной борьбе тот, кто раздает должности, всегда победит того, кто пишет гениальные статьи и красиво выступает с трибуны.
«Письмо к съезду»
Пока Ленин болел, в Политбюро сложилась «тройка» (Сталин, Зиновьев, Каменев), объединившаяся против общего, как им казалось, соперника в лице Льва Троцкого. Сталин умело играл роль скромного, верного соратника, «крепкого хозяйственника». Но вскоре даже Ленин, прикованный к постели, увидел угрозу.
В конце 1922 – начале 1923 года он продиктовал серию записок, вошедших в историю как «Письмо к съезду» (или «Завещание Ленина»).
Давая характеристики соратникам, Ленин высказался о Сталине примерно так:
— Тов. Сталин, ставший генсеком, приобрел непомерную власть, и я не уверен, насколько он сможет правильно ей пользоваться. И главное, имейте в виду, что Сталин слишком груб… Поэтому товарищам следует обдумать способ снятия Сталина с этого поста.
Это был, казалось бы, смертельный политический приговор. Но Сталин проявил невероятное самообладание и мастерство интриги. Накануне XIII съезда в 1924 году (уже после смерти Ленина) «тройка» сделала все, чтобы письмо не стало достоянием широких партийных масс. Было решено огласить его лишь на закрытых заседаниях делегаций. Сталин, демонстративно предлагая свою отставку, зная, что его союзники не рискнут разрушить коалицию и остаться один на один с Троцким. Они же его и отстояли.
Тактика «разделяй и властвуй»
Объединившись с «правыми» (Бухарин, Рыков, Томский), Сталин в 1925-27 годах разгромил сначала «левую оппозицию» (Зиновьев, Каменев, а затем и Троцкий). Ирония судьбы заключалась в том, что бывшие члены «тройки» были повержены. Сталин мастерски использовал идеологические противоречия вокруг НЭПа.
«Левые» требовали закрутить гайки и свернуть уступки крестьянству, что пугало партию новыми восстаниями. Сталин, выступая в тандеме с Бухариным, казался защитником разумного, «ленинского» курса.
Как только левые были разбиты, он развернулся против вчерашних союзников, то есть «правых». К концу 20-х НЭП, выполнив свою роль по восстановлению экономики, стал тормозить ускоренную индустриализацию. Сталин, всегда «державшей руку на пульсе», резко поменял риторику, объявив «правых» защитниками кулака и врагами индустриализации.
Бухарина, «любимца партии», объявили главным идеологическим врагом.
Сталин всегда был тактиком, умевшем вовремя присвоить любую популярную идею и выбросить ее, когда она выполнила свою задачу.
Рождение «Сталина»
К началу 30-х от всех видных соратников Ленина не осталось и следа. Но победа в аппаратной борьбе стала только половиной дела. Второе, не менее гениальное, превращение – создание публичного образа.
На политической арене страны появился человек «Сталин» – имя, производное от «сталь». Непогрешимый, мудрый, отец нации. Его библиографию переписали, из нее исчезли все сомнительные эпизоды его жизни, все неудачи. В публичном пространстве остался только миф о верном ученике Ленина, продолжателе его дела, единственном, кто понял правильный путь.
Этот миф стал основой культа личности, который не был случайностью. Это был инструмент для установления единоличной власти, выкованной в кабинетах ЦК.
Неотвратимость или цепь случайностей
Был ли путь Сталина к единоличной власти предопределен?
Нет!
Его победа не была неизбежной. Она стала результатом стечения обстоятельств. С одной стороны болезнь Ленина, а с другой – цепь политических ошибок соперников (недооценка роли аппарата, склонность к схваткам в верхах, а не за низы).
При этом следует брать во внимание такой момент, как воля Сталина. Она была железной и не знающей сомнений.
Появившийся вождь не был гениальным теоретиком, он был гениальным инженером власти. Сталин строил ее не из идей, а из людей, постов, компрометирующих материалов, страхов и жажде успеха в обществе.
В его руках партийная машина превратилась в совершенный инструмент с единственным оператором в лице Сталина.
Подписывайтесь на канал «Камень, палка, пулемет...», чтобы не пропустить новые исторические расследования! Впереди – разбор других поворотных моментов, где судьбы миллионов зависели от воли, хитрости и случая.