Васса. СССР, 1982. Режиссер и сценарист Глеб Панфилов (по пьесе Максима Горького «Васса Железнова»). Актеры: Инна Чурикова, Валентина Теличкина, Вадим Медведев, Николай Скоробогатов, Ольга Машная, Яна Поплавская, Валентина Якунина, Иван Панфилов, Вячеслав Богачёв, Альберт Филозов, Татьяна Кравченко и др. 6,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Глеб Панфилов экранизировал пьесу Максима Горького «Васса Железнова» в эпоху строжайшей цензуры. Однако вместо трафаретного обличения «буржуазного строя», свойственного большинству театральных трактовок этой пьесы, у Панфилова на первый план вышла драма главной героини, миллионерши из «новых русских» конца ХIХ – начала ХХ века.
Постоянная актриса кинематографа Панфилова Инна Чурикова играет свою роль мощно и сильно. Помнится, в годы учебы во ВГИКе мне удалось побывать на съемках этой картины. И я был поражен, с какой тщательностью репетировался каждый эпизод, отрабатывалась каждая деталь самой, казалось бы, проходной темы. Эта основательность и добротность видна в каждом кадре «Вассы» – неторопливом размышлении о судьбе русского предпринимательства, уничтоженного через несколько лет пожаром государственного переворота и гражданской войны...
Киновед Александр Федоров
Ваши пальцы пахнут ладаном. Россия, 1993. Режиссер Николай Чирук. Сценарист Андрей Романовский. Актеры: Анатолий Васильев, Ольга Недоводина, Алексей Шкатов, Инна Агеева, Роман Мадянов, Александр Дик, Любовь Полищук, Евгений Жариков, Вадим Александров, Роза Макагонова, Рудольф Рудин и др.
Мода на мистику – характерная черта российского кино 1990-х. Вот и режиссер Николай Чирук с усмешкой рассказывает историю о неком столичном научно-исследовательском институте, ставшем оплотом... вампиров. Они, ненасытные, то и дело соблазняют хорошеньких специалисток и строят разного рода козни.
Правда, Анатолий Васильев в роли вампира-ловеласа, на мой взгляд, несколько тяжеловесен, а Роман Мадянов в роли его мерзкого пособника излишне суетлив.
Честно говоря, для откровенной пародии авторам явно не хватило американской изобретательности и французской элегантности. Но в целом фильм «Ваши пальцы пахнут ладаном» смотрится совсем не скучно...
Киновед Александр Федоров
Великий утешитель. СССР, 1933. Режиссер Лев Кулешов. Сценаристы: Лев Кулешов, Александр Курс (по мотивам биографии и рассказов О'Генри). Актеры: Александра Хохлова, Константин Хохлов, Галина Кравченко, Валентина Лопатина, О. Раевская, Иван Новосельцев, Василий Ковригин, Андрей Файт и др.
Это, быть может, один из лучших фильмов классика российского кинематографа Льва Кулешова (1899-1970). Как «неисправимый американист», Кулешов, на сей раз экранизировал новеллы О'Генри. Герой «Великого утешителя» – писатель, сочиняющий в тюрьме рассказы со счастливым концом. Наверное, картину Кулешова можно воспринимать и как своего рода иносказание – попытку размышления о судьбе художника в обществе, лишенном свободы...
Жаль, что «Великий утешитель» оказался последним подлинно авторским фильмом режиссера. А с середины 1940-х вплоть до самой смерти режиссер уже не имел возможности выходить на съемочную площадку...
Киновед Александр Федоров
Вельд. СССР, 1988. Режиссер и сценарист Назим Туляходжаев (по рассказам Рэя Брэдбери). Актеры: Юрий Беляев, Нелли Пшенная, Георгий Гегечкори, Тамара Схиртладзе и др. 7,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
«Вельд» Назима Туляходжаева претендует на нечто большее, чем просто «фильм ужасов». Но, на мой взгляд, результат получился не только подражательным и вторичным, но и беспомощным в техническом плане. Малобюджетность постановки, примитивность комбинированных съемок выпирают буквально из всех щелей весьма ненадежно пригнанных друг к другу эпизодов ленты. Прежде всего, удручает допотопность решения центральных сцен картины – в «видеокомнате», где по воле ожесточившихся детей возникает африканская степь Вельд с дико и злобно рычащими львами. Небрежно исполненный прием «блуждающей маски», накладывающей цветное изображение героев на черно-белый фон со зверьем, сразу же нарушает всякую достоверность действия. Похожее впечатление возникает от сцены, где средневековые рыцари на полном скаку врезаются в потрепанный локомотив отечественного производства, призванный изобразить иноземный транспорт будущего. С другой стороны, многие эпизоды фильма с длинными проездами машин по пустынным улицам, с запущенными и потрескавшимися от времени домами и т.п. сняты явно под впечатлением «Сталкера» или «Писем мертвого человека», только в огрубленном, адаптированном, варианте...
В результате философский замысел: предотвратить разобщение поколений, утрату человеком нравственных ценностей, остановить всепоглощающее проникновение «масскульта» – остается лишь заявленным.
Разумеется, многое здесь можно списать на неопытность режиссера, на его стремление продемонстрировать свою «насмотренность», желание поразить. Но основной минус «Вельда» – именно технический. Когда Георгий Данелия снимал свою фантастическую комедию «Кин-дза-дза», то удачно обыграл бедность технического арсенала нашего кино, изображая полуразвалившееся, заржавевшее в песках общество. Не хотелось бы думать, что этот путь – единственный для создания отечественных фантастических фильмов...
Киновед Александр Федоров
Венчание со смертью. 1992. Режиссер Николай Мащенко. Сценаристы: Иван Драч, Николай Мащенко, Михаил Чернычук. Актеры: Олег Савкин, Георгий Дрозд, Георгий Морозюк, Галина Сулима и др.
В прошлой, еще советской жизни, режиссер Николай Мащенко получил довольно шумную известность благодаря телесериалу «Как закалялась сталь» (по роману Николая Островского), воспевавшему коммунистические идеи и методы. И вот теперь Maщенко поставил фильм, обвиняющий тот же самый коммунистический режим. Такая перемена знаков – с «плюса» на «минус» свойственна многим деятелям культуры и политики. Так что гневный разоблачительный пафос «Венчания со смертью» не вызывает никакого удивления.
Раздражает другое – отсутствие чувства меры. Режиссер, что называется, накачивает экспрессию повествования до размеров поистине необъятных. Нервность монтажа и операторской работы подкрепляется взвинченной, откровенно театральной игрой актеров. Они ведут себя на экране так, словно находятся на арене стадиона перед десятитысячными зрительскими трибунами. Форсируют жесты, мимику, голос и т.п.
Но у кинематографа иные законы. Здесь порой достаточно мимолетного изменения выражения лица на крупном плане. И нам уже понятно психологическое состояние персонажа. По всей видимости, увлеченный темой репрессий, Николай Мащенко решил выразить свои чувства и мысли «во весь голос». Что ж, в этом он остался верен себе – в фильме «Как закалялась сталь» крику тоже было много...
Киновед Александр Федоров