"Как вам, к примеру, такой натюрморт: стакан с молоком, в котором застыла мертвая бабочка, а рядом – револьвер в окружении живописно разбросанных патронов, припорошенных чем-то белым – то ли снегом, то ли известкой?"
Бумажные глаза Пришвина. СССР, 1989. Режиссер и сценарист Валерий Огородников. Актеры: Александр Романцов, Ирина Цывина, Олег Ковалов, Сергей Лаврентьев, Алла Шелест, Юрий Цапник, Павел Рудаков и др. 1,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Вот и верь тому, что отечественные режиссеры не любят кинокритиков, если именно они – Олег Ковалов и Сергей Лаврентьев играют заметные роли в фильме Валерия Огородникова «Бумажные глаза Пришвина». Впрочем, их не назовешь первопроходцами на критико-артистической стезе. Чуть раньше состоялся дебют знаменитого кинокритика Виктора Демина («Наше призвание», «Дорогое удовольствие» и др.) и заведующего зарубежным отделом Госфильмофонда, киноведа Владимира Дмитриева («Скорбное бесчувствие», «Долой коммерцию на любовном фронте!»).
Вышеупомянутые критики Ковалов и Лаврентьев играют в «Бумажных глазах...» ничуть не хуже иных выпускников актерского факультета ВГИКа. Ковалов – сдержанно и отчасти застенчиво. Лаврентьев – размашисто и со смаком. Впрочем, роль того требует, хотя и (страшно подумать!) представляет собой шаржированный намек на самого Сергея Эйзенштейна.
Валерий Огородников, похоже, решил подтвердить тенденцию перестроечного кино говорить о сталинизме языком китча и клипа. Так от официозного «реабилитанса» Сталина в «Победе» Е. Матвеева и «Битве за Москву» Ю. Озерова, посчитав, быть может, что «Покаяние» Т. Абуладзе уже расставило все точки над i, наше кино увлеклось иронически-фарсовой трактовкой эпохи.
В «Бумажных глазах Пришвина» немало запоминающихся и эффектных кадров. Как вам, к примеру, такой натюрморт: стакан с молоком, в котором застыла мертвая бабочка, а рядом – револьвер в окружении живописно разбросанных патронов, припорошенных чем-то белым – то ли снегом, то ли известкой? Или взятая из «Сладкой жизни» Феллини панорама – над городом пролетает гигантская статуя, привязанная к вертолету. Только вместо Рима – Питер, а вместо Христа – Сталин. Или многочисленные цитаты из «8 ½»... Право, весьма «киноведческая» получилась картина.
В нынешней киномоде на эро*ику многие режиссеры приберегают ударные сцены такого рода к середине фильма, долго интригуя зрителей пикантными намеками, поцелуями и объятьями. Валерий Огородников решил покончить с такого рода условностями. Сцена *** любви стала в «Бумажных глазах...» всего лишь фоном для вступительных титров...
Задолго до финала этой более чем двухчасовой картины можно понять, что речь идет о причудливо трансформированной проблеме «палача и жертвы», «о рефлексии интеллигента» и т.п. Но в итоге одним зрителям эта лента, наверное, покажется слишком вторичной и претенциозной, а другим – слишком непонятной и скучной...
Киновед Александр Федоров
В городе Сочи темные ночи. СССР, 1989. Режиссер Василий Пичул. Сценарист Мария Хмелик. Актеры: Алексей Жарков, Наталья Негода, Александр Миронов, Анастасия Вертинская, Александр Леньков, Андрей Соколов, Анна Тихонова, Григорий Мануков, Вацлав Дворжецкий, Игорь Золотовицкий, Александр Негреба и др.
Приступая к съемкам своей второй картины, Василий Пичул, бесспорно, понимал, что после триумфального успеха «Маленькой Веры» ему будет предъявлен «гамбургский счет». Фраза о том, что вторую картину ставить труднее, чем первую, стала уже хрестоматийной.
Как поступить в подобной ситуации? Попытаться сделать самый «чернушный» и жесткий фильм десятилетия? Поразить набором эпатажных эро*ических сцен? Василий Пичул, как мне кажется, избрал путь полупародии, полусерьеза, напоминающий слоеный пирог.
Пародийная насмешка над штампами экрана (и не только экрана) начинается в фильме уже с самого названия – «В городе Сочи темные ночи», – взятого из песенки-прибаутки. С первых же кадров выясняется, что и сами герои фильма, как, впрочем, и основные сюжетные ситуации, тоже взяты напрокат, стилизованы. При этом популярные актеры нередко играют как бы насмешливо-ироничные вариации своих прежних ролей.
К примеру, за Алексеем Жарковым давно установилась репутация идеального исполнителя ролей неудачников, пытающихся в меру своих сил выдать себя за «хозяев жизни» и суперменов (отличников боевой и политической подготовки, важных начальников, бравых летчиков и т.п.). Похожую роль Пичул предложил Жаркову снова, наполняя ее ироническим подтекстом, горечью двойной жизни, где сантехник по мановению волшебной палочки превращается вдруг в маклера, брата важного чиновника, знаменитого кинорежиссера и пр.
Двойная жизнь – свойство почти всех персонажей фильма: депутата и милиционера, продавщицы и эротомана... Одна лишь главная героиня пытается остаться сама собой.
Меж тем при всей условности характеров и сюжетных ходов, а порой и откровенно комедийного гротеска чувствуется, что авторы неравнодушны к своим героям. Быть может, от того, что сами долгие годы жили в этом заштампованном, полупародийном мире, где сквозь безысходность и бесперспективность бытия лишь иногда сверкал слабый лучик надежды...
Жаль только, что Пичул явно не рассчитал метраж картины. Во второй половине ее действие тормозится, обнажая исчерпанность авторской концепции и жанровых находок. Словом, картине не хватило легкости и непринужденности стиля. «Слоенный пирог» оказался недопеченным.
Киновед Александр Федоров
В один прекрасный вечер 2000 года. СССР, 1973. Режиссер Виталий Аксенов.
Фантастическая короткометражка Виталия Аксенова «В один прекрасный вечер 2000» года– попытка спрогнозировать, какой будет Земля через три десятилетия. Строго говоря, это не игровой, а монтажный фильм, в котором режиссер использовал различный аудиовизуальный материал…
Практически все основные прогнозы Виталия Аксенова не сбылись, ведь был уверен, что в 2000 году будут по-прежнему существовать в качестве стран СССР и Западная Германия, советские космонавты высадятся на Марсе, по Москве будут перемещаться автомобили-пузыри и т.д. и т.п. Но зато в 2000 году по-прежнему не будет мобильных телефонов, а телевизоры окажутся подозрительно похожими на «передовые» модели 1973 года…
Так что сегодня этот фильм Виталия Аксенова представляет собой забавный казус, свидетельствующий о том, как трудно предсказать будущее даже на тридцать лет вперед…
Киновед Александр Федоров
В поисках золотого фал**оса. Россия-Чили, 1992. Режиссер Себастьян Аларкон. Сценаристы: Себастьян Аларкон, Александр Бородянский. Актеры: Сергей Газаров, Лус Кроксатто, Хосе Пелайо, Армен Джигарханян, Ольга Толстецкая, Сергей Никоненко, Леонид Куравлёв, Игорь Кашинцев, Наталья Крачковская, Борислав Брондуков и др.
Комедия Себастьяна Аларкона («Ночь над Чили», «Испанская актриса для русского министра») поставлена в манере капустника. В фильме нам в который уж раз предлагают посмеяться над приключениями «совков» за кордоном...
Жаль, что режиссер не стал снимать откровенную пародию на спилберговские сюжеты. То, что получилось в итоге, тянет разве что на пошлый анекдот...
Киновед Александр Федоров