Найти в Дзене
ZA ПРАVДУ

Спецоперация «Одиссея московского княжича

» Ордынский пленник После того как была сожжена Москва, Тохтамыш не бросился искать Дмитрия Донского. Он повернул свои войска против городов Московского и Владимирского княжеств, подвергнув некоторые из них грабежу. Жители Переяславля Залесского не стали ждать верной смерти, а, собрав окрестные лодки, срубив деревья на плоты, отплыли на середину огромного озера. Ордынцы, бессмысленно попускав стрелы, решили не штурмовать скорбную переяславльскую флотилию и ушли восвояси. Затем настала очередь Коломны и Рязани. В отсутствие русского «выхода» Тохтамыш принял решение компенсировать финансовые потери богатым полоном. Когда Дмитрий Иванович вернулся на пепелище, то «повеле телеса мертвых хоронить». К тому же отрядил на это огромную по тем временам сумму в 300 рублей. Позже будет подсчитана скорбная арифметика потерь. Около 24 тысяч человек погибших и около 8 тысяч уведенных в плен. Через полгода в конце зимы 1383 года по талому снегу в сторону ставки Тохтамыша выехал санный кортеж. Судя

Спецоперация «Одиссея московского княжича»

Ордынский пленник

После того как была сожжена Москва, Тохтамыш не бросился искать Дмитрия Донского. Он повернул свои войска против городов Московского и Владимирского княжеств, подвергнув некоторые из них грабежу. Жители Переяславля Залесского не стали ждать верной смерти, а, собрав окрестные лодки, срубив деревья на плоты, отплыли на середину огромного озера. Ордынцы, бессмысленно попускав стрелы, решили не штурмовать скорбную переяславльскую флотилию и ушли восвояси. Затем настала очередь Коломны и Рязани. В отсутствие русского «выхода» Тохтамыш принял решение компенсировать финансовые потери богатым полоном.

Когда Дмитрий Иванович вернулся на пепелище, то «повеле телеса мертвых хоронить». К тому же отрядил на это огромную по тем временам сумму в 300 рублей. Позже будет подсчитана скорбная арифметика потерь. Около 24 тысяч человек погибших и около 8 тысяч уведенных в плен.

Через полгода в конце зимы 1383 года по талому снегу в сторону ставки Тохтамыша выехал санный кортеж. Судя по охране и наличию в кортеже «старших бояр», везли важного человека. Этим человеком был наследник московского престола, княжич Василий Дмитриевич, от роду 11 лет.

Василий родился в 1371 году. «Тое же зимы месяца декабря 30 родися великому князю Дмитрию Ивановичю сын Василей», - пишет летописец. В день его рождения Церковь праздновала день памяти Апостола Тимона, того, что в далеком I веке брошенный язычниками в печь вышел из огня живым. Но было решено назвать его именем Василия в честь памяти Василия Великого, которая праздновалась на следующий день, 1 января. Матерью Василия была дочь того самого Суздальско-Нижегородского князя Дмитрия Константиновича, который, по одной из версий, стоял за заговором против Донского летом 1382 года. Василий на Москве считался наследником. Старший его брат Даниил скончается в 1375 году. Ближайшим по старшинству будет его брат Юрий, который проявит еще себя в дальнейших событиях. Позже у Дмитрия Донского родится еще сын Семен (он скончается в 1379 году). В дни, когда Тохтамыш выдвинется к Москве, в середине августа 1382 года княгиня Евдокия родит сына Андрея. Он, дожив до солидного по тем временам полувекового юбилея, будет во всем поддерживать своего брата Василия, управляя Можайским уделом. Так же мирно княжить в Дмитрове и Угличе будет еще один Дмитриевич – Петр. Ну и, наконец, последний наследник Донского, родившийся за несколько дней до его смерти, названный Константином, в конечном итоге поддержит и признает старшинство Василия I, а затем и его сына.

Итак, весной 1383 года «…князь великiй Дмитреи Иванович отпусти в Орду к царю Токтамышу сына своего стареишаго Василiа из Володимеря, а с ним бояр стареиших, и тамо пребысть 3 лета, и поидоша в судех по Волзе на низ». Кортеж больше напоминал выезд знатного посольства. Сопровождали Василия первые бояре на Москве: племянник «опекуна» - митрополита Алексея, «старший боярин» Федор Бяконт, а также брат московского воеводы Александр Минич. С собой они везли хорошую сумму денег – целых 8000 рублей. Там, в ставке хана, решался вопрос о Великом владимирском княжении. Помимо Дмитрия Московского, некоторые шансы были и у Михаила Тверского. Дмитрий же князь Суздальско-Нижегородский (один из заговорщиков против Дмитрия Донского) странно заболел и летом 1382 года скончался, приняв перед смертью постриг.

К моменту приезда отрока Василия в орде были еще три высокопоставленных заложника: сыновья Дмитрия Суздальского, Олега Рязанского и Михаила Тверского. Тохтамыш выставил солидную сумму выхода и компенсации за сорванные планы по походу против Витовта. Три года были даны отцам-князьям, чтобы собрать выкуп за своих сыновей. Но на исходе третьего года один из высокопоставленных пленников – княжич Василий – неожиданно убегает. Неожиданно в этой истории проявляется византийский след.

Продолжение

Константин Кусмауль

Москва

Подписаться

#ДвижениеЗаПравду #СРЗаПравду #ЗахарПрилепин #ЗАПРАВДУ