106 лет назад по постановлению Иркутского ВРК был расстрелян "Верховный правитель России" адмирал Александр Васильевич Колчак (4 [16] ноября 1874— 7 февраля 1920).
В плен он попал не в бою, не захваченный врасплох после лихого рейда в белогвардейский штаб красных разведчиков, а в результате подлого предательства.
Не буду оценивать дела адмирала до революции и во время Гражданской войны, скажу лишь, что его арест показал цену "дружбы" союзников России. Возможно, он и заработал пулю, но - не предательство!
Адмирала сдал французский дивизионный генерал и кавалер русского императорского ордена "Белого орла" Морис Жанен. Именно благодаря его санкции и состоялся арест "Верховного правителя". В обмен на беспрепятственный проезд француза за границу России.
Колчак был удивлён не самим фактом предательства, а тем, что союзник нарушил слово чести. Но...
Когда вагон с пленённым адмиралом двинулся в последний путь, на перрон вышел одинокий белый офицер, встал по стойке «смирно», отдал честь.
Это был кавалер четырёх боевых орденов, участник Первой мировой войны Арсений Иванович Митропольский – русский поэт Арсений Несмелов.
Вскоре узнавший об предательстве известный храбрец Белого дела Каппель и один польский офицер, поражённые вероломством Жанена послали французу вызов на дуэль, но... генерал не дал ответа, фактически уклонившись. После этого, с точки зрения офицеров старой армии он стал как недуэлеспособным, так и нерукопожатным.
Позже к возвратившемуся из России генералу Жанену на улице подошёл русский офицер и молча бросил ему под ноги кошелёк с тридцатью сребрениками....
Упаси нас Господь от таких "друзей" и "союзников"!
Судьба Колчака и спустя век после его гибели вызывает горячие обсуждения в обществе. А вот за Жаненом прочно закрепилось прозвище: «Генерал без чести».
...Да, Колчак - фигура сложная. Две Золотые медали Русского географического общества за научные исследования... Кстати, это он пытался спасти, но обнаружил только следы экспедиции барона Толля, искавшей Землю Санникова. И в 1903-м, в поисках Толля и его спутников, продвигаясь через ледник офицер едва не погиб: не рассчитав прыжок через трещину, лейтенант упал в ледяную воду и потерял сознание от температурного шока, но боцман Никифор Бегичев нырнул вслед за командиром – и вытащил Колчака, привёл в чувство. Никто из них ещё не знал, что ледяная вода всё же дождётся свою жертву.
… Храбрый морской командир, затем адмирал, один из лучших русских командующих Великой войны... Именно Колчак высказался против отречения Государя. Не лезть бы ему в политические авантюры, остался бы выдающимся мореплавателем и героем Первой мировой…
"Мундир английский, табак японский, правитель омский...", - слова и мотив этой песенки знакомы многим представителям старшего поколения, да и моего…
Конечно, у Колчака, как и каждой крупной фигуры на залитой кровью русской шахматной доске, была своя правда. Да, объявленный соратниками по Белому делу верховным правителем Российского государства, он не согласился даже условно признать независимость Финляндиии, но он же и не мог контролировать многих озверевших командиров своей разношёрстной армии, немалое число из которых оказались законченными садистами и мерзавцами. Не все были каппелевцами! Как итог: простой народ от его дела отвернулся, французский генерал Жанен, гарантировавший адмиралу безопасность, из неких «политических соображений», сдал красным, якобы союзные чехи (вдоволь поживившиеся русским золотом) не помешали.
...Ранним утром 7 февраля 1920 года на окраине Иркутска на берегу рек Ушаковки и Ангары при их слиянии раздался залп. Адмирал Колчак и премьер-министр его правительства Виктор Николаевич Пепеляев упали замертво, их тела свезли к проруби, спустили в Ангару...
Последней просьбой адмирала Колчака перед расстрелом было: "Я прошу сообщить моей жене, которая живёт в Париже, что я благословляю своего сына".
Он был обеспокоен будущим своей семьи, хотя в жизни Колчака место жены давно заняла другая женщина. Анна Васильевна Тимирёва. Разведясь с мужем и уехав в Омск к Колчаку, она стала его фактической гражданской женой, вместе с ним эвакуировалась на восток, а в январе 1920 года в Иркутске добровольно пошла под арест, чтобы оставаться рядом с адмиралом.
Её жизнь в России была полна лишений. Без малого 37 лет с небольшими перерывами Анна Васильевна пребывала в тюрьмах, лагерях и ссылках. Каждый год до самой смерти - в 1975 году - она поминала возлюбленного в черную дату его гибели. В 1969-ом написала такие стихи:
И каждый год седьмого февраля
Одна с упорной памятью моей
Твою опять встречаю годовщину.
А тех, кто знал тебя, - давно уж нет,
А те, кто живы, - все давно забыли.
И этот, для меня тягчайший, день -
Для них такой же, как и все, -
Оторванный листок календаря.
А в 1970- ом Анна Васильевна написала плследние строки своему возлюбленному ( снимок публикуется ниже)...
У Колчака и сегодня много как противников, так и сторонников. Но Историю не перепишешь, Правду не утопишь в проруби.
Кстати, романс "Гори, гори, моя звезда" Колчак действительно любил. Но, вопреки распространённому мнению, его автором не был.
….Говорят, когда Красная Армия в 1945 году вошла в Манчжурию, поэт Несмелов, не рассчитывавший на снисхождение как активный в прошлом «беляк», написал записку: «Советскому офицеру от русского офицера. Расстреляйте меня на рассвете», положил её на стол, придавил рюмкой водки водки и стал ждать ареста. Наконец, в комнату вошёл советский офицер, Митропольский-Несмелов отдал ему честь, выпил водку и кивнул на записку.
Тот прочёл и сказал, что судьбу арестованного решит суд, но он - слово советского офицера –приложит все усилия, чтобы исполнить последнюю просьбу русского офицера.
По имеющимся сведениям, не получилось: есть данные, что Арсений Митропольский умер в пересыльной тюрьме НКВД в 1945 году, место захоронения установить пока не удалось.
На снимках:
-Адмирал Колчак;
-Постановление о расстреле адмирала;
-Поэт Арсений Несмелов- поручик Митропольский.