Найти в Дзене
АиФ–Иркутск

Назвал остров в честь невесты. Как Александр Колчак исследовал Арктику

С чем у вас в первую очередь ассоциируется имя Александра Колчака? С Гражданской войной? С историей любви, которую воплотили в сериале с Хабенским и Боярской в главных ролях? С загадками вокруг его смерти? Однако немногие вспоминают о том, что Колчак — это ещё и исследователь Арктики, автор множества научных трудов. Об этой стороне жизни белого адмирала читайте в материале irk.aif.ru. Александр Колчак заинтересовался научной темой после окончания обучения в Морском корпусе весной 1895 года. Он начал работать на броненосном крейсере «Рюрик», который отправился из Кронштадта на Дальний Восток. Именно в этом походе Колчак увлёкся океанографией и гидрологией Тихого океана. Но сильнее всего его интересовали Берингово и Охотское моря, и в будущем он стремился побывать в Арктике. В 1897 году Колчак подал рапорт о переводе на «Кореец», который отправлялся к Командорским островам в Беринговом море. Но вместо этого его перевели на кипер «Крейсер». Судно стояло в кроейском пору Генсан, где Колчак
Оглавление
   Александр Колчак во время первой полярной экспедиции.
Александр Колчак во время первой полярной экспедиции.

С чем у вас в первую очередь ассоциируется имя Александра Колчака? С Гражданской войной? С историей любви, которую воплотили в сериале с Хабенским и Боярской в главных ролях? С загадками вокруг его смерти? Однако немногие вспоминают о том, что Колчак — это ещё и исследователь Арктики, автор множества научных трудов. Об этой стороне жизни белого адмирала читайте в материале irk.aif.ru.

В Арктику попал не сразу

Александр Колчак заинтересовался научной темой после окончания обучения в Морском корпусе весной 1895 года. Он начал работать на броненосном крейсере «Рюрик», который отправился из Кронштадта на Дальний Восток. Именно в этом походе Колчак увлёкся океанографией и гидрологией Тихого океана. Но сильнее всего его интересовали Берингово и Охотское моря, и в будущем он стремился побывать в Арктике.

В 1897 году Колчак подал рапорт о переводе на «Кореец», который отправлялся к Командорским островам в Беринговом море. Но вместо этого его перевели на кипер «Крейсер». Судно стояло в кроейском пору Генсан, где Колчак продолжал свои гидрологические исследования.

«В 1898 году Колчак опубликует статью "Наблюдение над поверхностными температурами и удельными весами морской воды", которая привлечёт внимание специалистов», — отмечает историк Игорь Наумов.

Зиму 1897 года корабль провёл в Нагасаки, а год спустя «Крейсер» перейдёт в ведение Балтийского флота. Тогда же Александра Колчака произвели в лейтенанты.

Вскоре появилась новая возможность увидеть Арктику — Колчак узнал, что ледокол «Ермак» готовится отплыть в Арктику под началом адмирала Макарова, а шхуна «Бакан» отправляется к Шпицбергену. Впрочем, команды были уже набраны.

По прибытии в Кронштадт в 1999 году, он попытался уговорить адмирала Макарова взять его на «Ермак», но получил отказ.

«Колчак посетил адмирала Макарова в день прибытия в Кронштадт, вечером 5 мая, — пишет историк Павел Зырянов. — Разговор, видимо, был коротким. 8 мая "Ермак" должен был отправиться в своё первое арктическое плавание. Конечно же ничего уже нельзя было сделать. Офицер не может просто так перейти с судна на судно: необходима санкция министерства, а её за три дня не получишь».

Вскоре Колчак узнал о готовящейся Русской полярной экспедиции, которая должна была пройти из Кронштадта по Северному морскому пути. А руководить походом должен был известный полярный исследователь барон Толль.

«В сентябре 1899 года Колчак побывал у него, но получил неопределённый ответ, — отмечает Павел Зырянов. — А Колчак очень не любил неопределённости. Он перешел на броненосец "Петропавловск", который отправлялся на Дальний Восток, чтобы позже выйти в запас и начать новую жизнь на новом месте».

Впрочем, и служба на новейшем броненосце не произвела на него впечатление. Тогда Александр Колчак решил отправиться на англо-бурскую войну. Впрочем, пока броненосец, на котором он следовал к месту назначения, стоял в греческом порту Пирей, Колчаку пришла заветная телеграмма. Ему предложили место на шхуне «Заря», которая отправлялась в ту самую Русскую полярную экспедицию.

   Участники экспедиции перед отплытием. Колчак третий слева в верхнем ряду. Фото: Commons.wikimedia.org
Участники экспедиции перед отплытием. Колчак третий слева в верхнем ряду. Фото: Commons.wikimedia.org

«Вне себя от восторга, он тут же дал ответную телеграмму о своём участии, — пишет Павел Зырянов. — Впоследствии Колчак отмечал, что воспринимал грядущую экспедицию как подготовку к своим будущим арктическим исследованиям».

В экспедиции лейтенанту Колчаку предложили руководить гидрологическим работами и исполнять роль помощника магнитолога.

«После непродолжительной стажировки для изучения магнитного поля Земли Колчак съездил в Норвегию, где получил консультацию от знаменитого путешественника Фритьофа Нансена, — пишет историк Андрей Кручинин. — Затем он 25 июня 1900 года вышел на «Заре» из Кронштадта. Началось плавание в неизведанные моря и, может быть, к неизведанным землям».

Впрягался в собачью упряжку

Целью экспедиции барона Толля было не только исследовать район Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов, но и попытаться отыскать легендарную Землю Санникова. Барон уже бывал в тех краях и якобы даже однажды видел те самые земли с берега острова Котельный в 1886 году. Расстояние до них исследователь тогда оценил в сто с лишним вёрст.

В другой раз Толль побывал в Арктике в 1893 году – ему довелось попасть на Новосибирские острова, однако Землю Санникова он в тот раз не увидел. Тем не менее, думы о ней не покидали путешественника.

«Это затягивает — рассказывал барон Толль. — Если вы хотя бы раз побывали в полярных странах и заинтересовались ими, вас будет тянуть туда».

   Колчак берёт пробы воды во время экспедиции. Фото: Commons.wikimedia.org
Колчак берёт пробы воды во время экспедиции. Фото: Commons.wikimedia.org

В записках, составленных вовремя экспедиции, Колчак, суровый с виду, проявлял редкое для морского офицера литературное мастерство в описаниях природы:

«Местами шхеры удивительно красивы, представляют оригинальные картины своими высокими отвесными скалами, нередко суживающими проход до какого-то узкого ущелья, по стенам которого тонкими нитями и пыльными столбами струятся потоки воды и небольшие водопады».

Барон Толль отмечал энергию и преданность научному делу, которые проявлял Колчак – он, кстати, был самым молодым участником Русской полярной экспедиции. А в личных записках руководитель экспедиции и вовсе называл его «лучшим офицером».

   Участники экспедиции на «Заре». Колчак сидит слева. Фото: Commons.wikimedia.org
Участники экспедиции на «Заре». Колчак сидит слева. Фото: Commons.wikimedia.org

Лейтенант Колчак сопровождал Толля в двух его поездках на собачьих упряжках на полуостров Таймыр и полуостров Челюскина осенью 1900 и весной 1901 года. Во время первой поездки Колчак провёл астрономические уточнения, которые помогли внести изменения в составленную Нансеном карту.

Во время второй поездки за 41 день Толль и Колчак преодолели около 500 вёрст, попутно занимаясь геологическими изысканиями и маршрутной съёмкой. Однако в длительной экспедиции многие собаки умерли от голода и холода, и путешественникам приходилось самим тащить упряжку.

«Собаки прибадривались, однако тут же останавливались, как только исследователи выходили из упряжки, — пишет Павел Зырянов. — Участие в собачьей гонке на пустой желудок становилось всё сложнее. Делали остановки, выкуривали по трубке и силы, вроде бы, возвращались. Толль, выбившись из сил, порою готов был устроиться на ночлег где попало. Однако Колчак всегда настаивал на том, чтобы пройти необходимое расстояние и найти подходящее место».

   Колчак на зимовке у Таймыра. Фото: Commons.wikimedia.org
Колчак на зимовке у Таймыра. Фото: Commons.wikimedia.org

По возвращении из изнуряющего похода, Толль 20 дней не сходил с корабля, в то время как Александр Колчак был достаточно бодр. Они вернулись 18 мая, а уже 29-го он вместе с двумя другими членами экспедиции отправился на Таймыр, чтобы закончить съёмку ближайшей части побережья.

Толль назвал в честь Колчака один из островов в Таймырском заливе и мыс в том же районе. В 1930-е годы остров переименовали и дали ему имя Расторгуева. Прежнее название он получил в 2005 году. Колчак тоже дал имя одному из островов в Карском море и южному мысу на полуострове Чернышёва – он дал им имя своей невесты Софьи Омировой.

Спасти барона Толля

В сентябре 1901 года экспедиция встала на зимовку у побережья острова Котельный. До этого «Заря» преодолела 1350 миль. В пути Колчак наблюдал, как на льдинах резвились моржи – он не мог оторвать взгляда от этих «усатых великанов».

Тем временем Барон Толль, несмотря на то, что в исследовании Арктики им удалось достичь значительных успехов, не мог выкинуть из головы мечту о Земле Санникова. И, осознав, что они вряд ли смогут её найти, решил изучить ранее неисследованный остров Беннета, посчитав, что только это позволит вписать поход в историю науки. Вместе с тремя спутниками он отправился туда в мае 1902 года с запасом продовольствия на два с лишним месяца.

   Колчак со спутниками (третий слева) во время второй зимовки. Фото: Commons.wikimedia.org
Колчак со спутниками (третий слева) во время второй зимовки. Фото: Commons.wikimedia.org

«Действительно, это предприятие было чрезвычайно рискованное, — вспоминал Колчак. — Шансов было очень мало, однако барон Толль был человеком, который верил в свою звезду, поэтому решился на это предприятие».

По изначальному замыслу, через пару месяцев путешественников должна была подобрать «Заря» - однако корабль освободился из ледового плена только к 8 августа. Судно выдвинулось к острову Беннета, но путь вновь преградили непроходимые льды. А, поскольку топливо было на исходе, было принято непростое решение – уходить к материку. 25 августа экспедиция прибыла в порт Тикси, а в начале декабря Колчак с другими участниками плавания были в Петербурге.

Известия, которые путешественники привезли в столицу, обеспокоили научную общественность. Было решено вызволять Толля. Однако желающих вернуться в суровый северный край не было. Возглавить экспедицию согласился лейтенант Колчак.

«Ответственное поручение заставило его отложить свадьбу с Софьей Фёдоровной Омировой, — отмечает Павел Зырянов. — Познакомились они в 1899 году. Сначала свадьбе помешала первая экспедиция, теперь – вторая».

Экспедиция отправилась в путь в феврале 1903, а до острова Беннета путешественники добрались к 4 августа. На мысе Эммы Колчак нашёл бутылку с запиской и планом острова – о том, что Толль оставит её именно там, они условились перед расставанием. На схеме было указано расположение поварни, которую устроили на противоположном берегу. Путь преграждали два ледника. Колчак отправился в путь с двумя людьми – остальные остались обустраивать лагерь.

Первый ледник преодолели без затруднений, однако переход через второй едва не закончился трагедией.

«Колчак не рассчитал прыжок и ушёл под воду, — вспоминал участник экспедиции Никифор Бегичев. — Несколько секунд его не было видно, но потом показалась его ветровка. Я ухватился за неё и вытащил командира. Лёд под ним подломился, его пришлось вытаскивать снова. Колчака перенесли к берегу, переодел его в своё бельё. Потом раскурил трубку и вложил её. пострадавшему в рот. Только тогда он очнулся. Так едва не подтвердилось мрачное поверье, будто остров требует человеческих жертв».

Последствия этого падения в ледяную воду будут сказываться на здоровье Колчака до конца жизни.

«Обогнув отвесную скалу, мы вышли к устью небольшой речки, — пишет Никифор Бегичев. — Здесь увидели избушку – поварню. Подошли, отворили дверь, лейтенант заглянул внутрь — и отпрянул. "Они умерли", — прошептал он. Но вглядевшись в полумрак, я понял, что в там никого нет, а по углам – лишь заледеневший снег, который Колчак и принял за мёртвые тела».

   Страница из дневника Колчака, который он вёл во время второй экспедиции. Фото: Commons.wikimedia.org
Страница из дневника Колчака, который он вёл во время второй экспедиции. Фото: Commons.wikimedia.org

В поварне нашли последнюю записку Толля, датированную 26 октября 1902 года. В ней он пишет, что площадь острова около 200 квадратных вёрст, в долинах встречаются кости мамонтов и других древних животных, среди обитателей острова – моржи, медведи и олени. Также было указано, что путешественники собирались выдвигаться на юг, по всей видимости, к материку, взяв с собой провизию на 14-20 дней.

В поварне не нашли запасов провизии, зато патронов обнаружили достаточно много. Колчак пришёл к выводу, что у Толля было два варианта: бросить силы на заготовку провизии и подготовку к зимовке, или рассчитывая на то, что их заберут через два месяца, вплотную заняться научной работой. Судя по всему, барон выбрал второе.

«Имея склонность к рискованным решениям, Толль, как видно, пошёл на риск и в этот раз, — отмечет Павел Зырянов. — Была сделана ставка на приход "Зари". Все силы сосредоточились на исследовательской работе. Когда выяснилось, что "Заря" не придёт, стрелять птиц было уже поздно. Медведи, по капризу судьбы, не всегда напрашиваются на выстрел, когда в них надобность. После ухода оленей оставаться на острове было нельзя».

Колчак Полярный

Колчак провёл на острове Беннета трое суток, побывал во всех его концах. Другая часть экспедиции исследовала Новосибирские острова, но следы Толля также не обнаружили. Был сделан вывод, что группа барона погибла при переходе с острова Беннета на Новую Сибирь. В октябре экспедиция двинулась в обратный путь.

«Экспедицию поджидал один из местных якутских князей с четырьмя слугами и стадом оленей, — пишет Павел Зырянов. — Князь сообщил, что ещё осенью приехала какая-то дама, которая выслала для экспедиции вина и провизии. Сначала решили, что приехала баронесса Толль. Но нет, дама оказалась молодой. Тогда все поняли: к командиру приехала невеста. Подъехавший Колчак сказал: "Не может быть", — и разволновался. В это действительно трудно было поверить. Так далеко за полярный круг не заезжала ни одна петербургская барышня. Встреча Колчака с Софьей произошла 7 декабря в Казачьем. Морозы доходили до 55 градусов. Члены экспедиции разместились в управе, а жениху и невесте отвели отдельную квартиру. Софья Фёдоровна рассказывала, что в Петербурге мало надеялись на благополучный исход экспедиции».

Экспедиция вернулась в столицу без потерь, чем её руководитель мог гордиться. За ним даже закрепилось прозвище «Колчак Полярный». В ходе поисков барона он совершил немало открытий. Впоследствии путешественник Пётр Семёнов-Тян-Шанский оценивал поход как «важный географический подвиг».

   Имя Колчака на фризе Иркутского областного краеведческого музея. Фото: Commons.wikimedia.org
Имя Колчака на фризе Иркутского областного краеведческого музея. Фото: Commons.wikimedia.org

«Колчак был, наверное, единственным участником Русской полярной экспедиции и последовавшей за ней экспедицией по поискам барона Толля, который оставил после себя подробные материалы для изучения арктической темы, — отметил заведующий историко-экспозиционным отделом Иркутского областного краеведческого музея "Окно в Азию" Сергей Норвайшас. — Остальные, как правило, ограничивались максимум заметками в справочниках. Наиболее известное его исследование — "Лёд Карского и Сибирского морей". Недаром Колчака наградили золотой Константиновской медалью. Эту награду вручали одному человеку в год за наиболее выдающиеся научные изыскания. Экспедиции, в которых он побывал, прибавили ему популярности в научных кругах. Также его труды повлияли на развитие науки гляциологии, которая изучает льды и ледники. В частности, он описал уникальное явление – наличие пресного льда под слоем морской воды».

Расстреляли Колчака на рассвете 7 февраля 1920 года, а тело сбросили в устье реки Ушаковки близ её впадения в реку Ангару.