7 февраля 1981 года под Ленинградом произошла крупнейшая в истории советского ВМФ авиакатастрофа.
На борту разбившегося Ту-104 из отряда управления 25-й авиационной дивизии Тихоокеанского флота находилось пятьдесят человек. В том числе командующий ТОФ Эмиль Спиридонов, 12 адмиралов, 3 генерала, 12 капитанов первого ранга и полковников.
Для сравнения: за всю Великую Отечественную советский флот потерял десять адмиралов…
"Куда? Куда?! Куда?!"
Представительная флотская делегация возвращалась из Ленинграда с традиционных штабных учений, проводимых главкомом ВМФ адмиралом Сергеем Горшковым. Адмиралы плодотворно "повоевали" на картах, обсудили вопросы мировой геополитики на морях и океанах. И начали разъезжаться - дальневосточники с военного аэродрома Пушкино.
Читайте "Родину" в Telegram - подписаться
Шел сильный снег. Самолет оторвался от взлетно-посадочной полосы на 25 км/час медленнее расчетной скорости. Через восемь секунд самолет вышел на закритические углы атаки. И уже на высоте около 50 метров резко накренился на правое крыло, перевернулся и рухнул на землю в 500 метрах от ВПП. Более 20 тонн горючего, вспыхнув, в считанные минуты сожгли самолет. Не спасся никто. Уцелевший в пилотской кабине старший лейтенант, техник Зубарев скончался по дороге в госпиталь.
Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот перевели в состояние полной боевой готовности. Личный состав отозвали из увольнительных и отпусков. Надводные корабли и подводные лодки вышли в море и приступили к боевому развертыванию. В Минобороны всерьез опасались, что случившееся - диверсия, за которой последует нападение на восточное побережье СССР. А версию об ошибке пилотирования следователи отмели, получив расшифровку "черных ящиков".
Читайте также:
Тайну авиакатастрофы 1975 года приоткрыла находка в Мраморном море
Она оказалась совсем короткой - возглас штурмана, который несколько раз повторил одно слово: "Куда? Куда?! Куда?!!". Кричал вначале с тревогой, а потом с ужасом. Было понятно, что резкое опрокидывание лайнера стало неожиданным для пилотов.
Дефицитный багаж
Опрос свидетелей погрузки на самолет и тщательный осмотр обломков показал, что причина банально-бытовая - самолет был неправильно загружен. И не только секретными бумагами, которые были спрятаны ради пущей безопасности в массивные металлические сейфы и ящики. Но и "дефицитом" для личных нужд пассажиров - телевизорами, магнитофонами и даже ящиками с с апельсинами. Апофеозом стала погрузка в багажный отсек нескольких мебельных гарнитуров - югославских и чехословацких "стенок". И трех огромных рулонов бумаги, "выбитых" в Ленинграде для нужд флотской типографии. Бумажные цилиндры, чуть ли не по полтонны каждый, закатили в последнюю очередь и оставили лежать незакрепленными посреди прохода…
Подобное в те времена, увы, было нормой. Командир злополучного борта, опытный пилот подполковник Анатолий Инюшин неоднократно докладывал в политотдел флота, что военный Ту-104 постоянно перевозит мебель, холодильники, стиральные машины, фарфоровые сервизы и даже запчасти для "Москвича". Жалобы пилота командование игнорировало. И преступно продолжало нарушать все мыслимые и немыслимые запреты. В том числе на перевозку гражданских лиц военными бортами.
Адмирал Спиридонов не только сам нарушил это правило, взяв с собой супругу Валентину, но и разрешил это сделать другим. Так на борту оказались Борис Макаренко, сын начальника снабжения Приморского края, с женой, супруга первого секретаря Приморского крайкома партии Тамара Ломакина, дочь контр-адмирала, начальника связи флота Екатерина Морева…
"Стрелочник"-комдив
Естественно, главный виновник был найден. "Стрелочником" сделали командира 25-й морской ракетной авиационной дивизии, к которой был приписан разбившийся Ту-104, полковника Яковлева. Он был снят с должности и уволен из Вооруженных сил. Хотя в момент катастрофы находился за семь тысяч километров от места происшествия.
После трагедии было предписано перевозки пассажиров на военных самолетах осуществлять с взвешиванием багажа, использованием привязных ремней и прочего, давно применяемого в гражданской авиации. Командующим объединениями запретили летать на одном самолете со своими первыми заместителями. А информацию о трагедии надолго засекретили. Даже с родственников, которые приехали на похороны в Ленинград, где на Серафимовском кладбище похоронили большинство жертв авиакатастрофы, брали обязательство ни в коем случае не рассказывать никому, зачем и куда они едут.
Читайте также:
Асхат Зиганшин: Непричесанная правда о дрейфе баржи "Т-36" по Тихому океану
Официальное извещение семьи погибших получили лишь в конце 1990-х. Им выдали по тысяче рублей на взрослого человека и по пятьсот - на несовершеннолетних детей. Вышло постановление о назначении персональных пенсий союзного значения вдовам адмиралов и генералов. Им предложено было выбрать для проживания любой город Советского Союза. В Ленинград уехали 26 семей. Другие выбрали Москву, Киев, Севастополь.
"При исполнении…"
В 1983 году по личному распоряжению главнокомандующего ВМФ СССР Горшкова на ленинградской могиле был воздвигнут мемориал, на котором уже в 2000 году была сделана надпись:
"Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года".
А в 2017 году на Корабельной набережной во Владивостоке открыли памятник - мраморную стелу, увенчанную парусником.
Автор: Александр Вишневский