Даже работая с другими музыкантами, одарённый гитарист и вокалист Нил Янг всегда оставался самим собой, примеряя на себя роли рокера с электрогитарой, фолк-трубадура или даже крёстного отца гранжа. Однажды он повредил спину, из-за чего перешёл на акустическую гитару и начал играть сидя. Единственный Номер 1 в долгой музыкальной карьере Нила Янга появился как раз в этот период.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Немецкая диско-группа Boney M познакомила советскую публику со многими песнями, которые родом совсем из другой оперы. В 1978 году в своей привычной манере коллектив Франка Фариана выпустил версию хита «Heart of Gold». Мало кто задумывался, что эту мелодию написал канадский хиппан-гитарист Нил Янг, когда никакого диско ещё и в помине не было.
В начале 1971 года во время сольного акустического тура Нил Янг приехал в Нэшвилл, чтобы исполнить несколько песен на шоу Джонни Кэша. Пока он тусил в городе, продюсер Эллиот Мейзер, открывший студию Quadrafonic Sound, пригласил музыканта записаться. Янг хотел задействовать местную группу Area Code 615, которая в этой же студии аккомпанировала Бобу Дилану во время записи альбомов «Blonde on Blonde» и «Nashville Skyline».
Правда, день записи выпал на выходные, а сессионные музыканты в Нэшвилле работали строго с девяти до пяти. Мейзеру удалось найти только одного из них — барабанщика Кенни Баттри. На смену остальным явились опытные студийные работники, некоторые из которых даже не слышали о Ниле Янге.
Сессионную команду составили гитарист Тедди Ирвин, басист Тим Драммонд и слайд-гитарист Бен Кит. За пару дней Нил Янг и ребята из Нэшвилла вместе набросали основу того, что впоследствии стало альбомом «Harvest». Эта пластинка стала лидером продаж в США в 1972 году, а также принесла Янгу единственный сингл, занявший первое место в хит-параде.
Нил Янг не мог назвать себя суперзвездой, когда записывал «Harvest», но его имя уже было на слуху. Он провёл детство, катаясь с семьёй с места на место по всей Канаде. В подростковом возрасте начал играть в рок-группах в Виннипеге. В 1965 году вместе с басистом Брюсом Палмером он переехал в Лос-Анджелес на старом катафалке и весной следующего года создал рок-группу Buffalo Springfield с гитаристами Стивеном Стиллзом и Ричи Фьюреем, а также барабанщиком Дьюи Мартином.
За следующие два года в составе Buffalo Springfield произошли кадровые изменения, но группа записала два хорошо принятых альбома. Каждый из участников обладал своим неповторимым стилем. Песни Нила Янга отличались ярко выраженным индивидуальным звучанием. Именно он написал потрясающую балладу «Expecting to Fly», которая прозвучала в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе».
К маю 1968 года разногласия между Янгом и Стиллзом привели к распаду многообещающей группы. Первый начал сольную карьеру и в январе 1969 года выпустил первый альбом, спродюсированный эксцентричным гением Джеком Ницше.
Во время работы Янг познакомился с группой The Rockets (гитарист Дэнни Уиттен, басист Билл Тэлбот и барабанщик Ральф Молина), присоединился к ним и переименовал в Crazy Horse. Вместе они записали классический альбом «Everybody Knows This Is Nowhere». Как раз в то время, когда пластинка набирала популярность, Нил Янг вошёл в состав Crosby, Stills & Nash, отыграл с ними на Вудстоке и в течение года они вчетвером работали над альбомом «Déjà Vu», ставшим в итоге мультиплатиновым.
Третий сольный альбом «After the Goldrush» (созданный при участии Crazy Horse, Стиллза и подающего надежды молодого гитариста Нильса Лофгрена) вышел в сентябре 1970 года и способствовал невероятному взлёту карьеры автора.
Поразительно, сколько всего Нил Янг успел за столь короткий срок. Но ни одна из его работ не произвела такого фурора, как альбом «Harvest», ради которого он решил свернуть в несколько ином направлении.
Отчасти магия «Harvest» заключалась в его лёгкости и непринуждённости. Янг и ребята из Нэшвилла записали кучу треков, даже толком не познакомившись друг с другом. Музыканты экспериментировали с более кропотливым студийным звучанием, сохраняя при этом нужную степень спонтанности. И особенным блеском на великолепном альбоме отсвечивает «Heart of Gold».
Это не самая мудрёная в плане текста песня. Герой ищет родственную душу, воплощённую в образе золотого сердца. Он объездил весь мир, но не может найти ту самую. Нил Янг поёт о вечных поисках в поэтических, возвышенных тонах: его герой сломлен тяжестью собственных ожиданий и ощущением, что время на исходе.
«Я так хочу жить, хочу любить,
Я был старателем в поисках сердца из золота.
Те чувства, что я в себе таю,
Ведут меня к сердцу из золота, и я старею,
Всё ищу я сердце из золота, и я старею.
Я был в Голливуде, был в Редвуде,
Пересёк океан ради сердца из золота.
Я погрузился в свои мысли: как тонка та черта,
Что манит меня к сердцу из золота, и я старею,
Всё ищу я сердце из золота, и я старею.
Веди меня к сердцу из золота,
Ты продлеваешь поиски, а я старею.
Веди меня к тому, чьё сердце из золота...
Я был старателем, что ищет сердце из золота...»
Запись альбома «Harvest» не обошлась без совпадений и сюрпризов. Джеймс Тейлор и Линда Ронстадт приехали в Нэшвилл, чтобы выступить в том же шоу. Они заглянули в студию и записали бэк-вокал для «Heart of Gold». Их высокие, чистые голоса звучат в финале, оттеняя фирменную хрипотцу в голосе Янга.
«Heart of Gold» звучит как мольба израненной души. В ней сочетаются элементы фолка, кантри и рока, но она звучит мягко и легко. Много лет спустя Боб Дилан признался: несмотря на то, что ему нравился Нил Янг, он выходил из себя каждый раз, когда слышал «Heart of Gold» по радио. Она была слишком похожа на его песни, словно он её и написал.
Зато энергичная, прогрессивная версия, которую Тори Эймос включила в концептуальный альбом «Strange Little Girls» (2001), уже не похожа ни на авторский оригинал, ни на Боба Дилана.
...Альбом «Harvest» ждал грандиозный успех. Помимо «Heart of Gold», в нём были и более мрачные моменты. «A Man Needs a Maid», записанная с Лондонским симфоническим оркестром, — трогательный портрет одиночества. Песня «Old Man» — своего рода визитная карточка Нила Янга, в тексте он описывает взгляд на мир, не соответствующий его тогдашнему возрасту. Певцу было 26 лет: по сути, мальчишка! Но, с другой стороны, он даже в молодости не выглядел особенно юным...
А ещё в альбоме есть душераздирающая песня «The Needle and the Damage Done»: она длится чуть дольше двух минут и кажется болезненно короткой — как и жизнь бедолаг, которым она посвящена. От употребления запрещённых веществ умерли двое близких друзей Янга: Уиттен из Crazy Horse и роуди Брюс Берри.
Неожиданный успех альбома в сочетании с горем и чувством вины, которые Янг испытывал после потери друзей, привели к тому, что следующие несколько альбомов музыкант записал в подавленном состоянии. В дальнейшем карьера Янга определялась чередованием успехов и неудач, и на этом пути он выпускал как отличные, так и посредственные альбомы.
Как и многим другим великим артистам, Нилу Янгу пришлось по не душе то влияние, которое коммерческий успех оказал на его жизнь. В аннотации к сборнику «Decade» он написал о «Heart of Gold»: «Эта песня выставила меня на середину дороги. Это путешествие вскоре наскучило, и я направился к канаве. Ехать было тяжелее, но я увидел там более интересных людей».
Именно этим и занялся Нил Янг. В последующие годы он так и не приблизился к верхней десятке чарта, снова и снова уходя куда-то в сторону от мейнстрима. В итоге ушёл так далеко, что спустя десять лет после выхода «Harvest» лейбл Geffen Records подал на него в суд за то, что Янг якобы начал создавать явно некоммерческую музыку.
Наконец, нельзя не поставить под занавес куда более позднюю, но отнюдь не менее сильную перепевку «Heart of Gold» от Джонни Кэша — человека, чьё телешоу волею случая и сделало возможным появление и альбома «Harvest», и самой песни. Запись, спродюсированная Риком Рубином, вошла в посмертный сборник патриарха кантри «Unearthed» (2003).
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!