Одни из наиболее верных слов о монастыре я прочел у малоизвестного русского философа XVIII века – Гр. Сковороды*.
В одном письме он пишет:
«Монах есть ученик Христа, во всем уподобляющийся своему Учителю. Ты скажешь: апостол выше монаха. Согласен, но ведь апостол может получиться лишь из монаха. Тот, кто властвует над собой одним, есть монах. Кто же покоряет других, становится апостолом. Христос, пока был в уединении, был монахом».
Истинное монашество есть вечно живое и никогда не прекращающееся первохристианство...
Там, где монахи – истинные ученики Христовы, там около них расцветают самые драгоценные цветы земли, самая теплая радость земли около их стен...
В египетских и палестинских монастырях V-VI веков был хороший обычай. Когда начинался Великий пост, монахи уходили на все время четыредесятницы в пустыню, в разные места, поодиночке или по двое, для полнейшего безмолвия и подвига. А накануне Пасхи все опять собирались.
Для них монастырь был уже как бы «мир», и для совершеннейшего подвига им нужно было идти на время в уже совершеннейшую пустыню, чтобы тем радостнее встретить Воскресение в «миру» своего монастыря.
Мне иногда жалко – хотя, конечно, это нелепая мысль, – что монахи наших русских монастырей, живя весь год в «пустыне» своего монастыря, не приходили на одну эту единственную ночь в город, чтобы вместе со всеми людьми вострепетать «радостью неизреченною и неизглаголанною».
Мир был слишком оставлен...
Сергей Фудель.
* - Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – странствующий философ, поэт, баснописец и педагог.
С.И. Фудель цитирует письмо Г. Сковороды его другу и ученику М.И. Ковалинскому (сентябрь-октябрь 1763): Сковорода Г. Сочинения в 2-х тт. М. «Мысль». 1973, т. 2, стр. 249.
Источник: Фудель С. И. Воспоминания / предисл. прот. В. Н. Воробьева, подгот. текста Н. Плотникова [Н. С . Фуделя], коммент. В. М. Борисова // Новый мир. М., 1991. № 3. С. 188–214; № 4. С. 182–212