У каждой известной группы есть поклонники со своими любимыми песнями, и в каждой известной группе мнения участников о своих предпочтительных песнях из репертуара группы разнятся до противоположностей.
"Невозможная песня Led Zeppelin" - так отозвался Роберт Плант об этой песне с предпоследнего альбома группы. И добавил:
«Никто и подумать не мог, что человек способен на такое»
Златовласый фронтмен Led Zeppelin Роберт Плант однажды сказал:
«Наш Джон Бонэм был величайшим барабанщиком в мире. Я знал это, потому что он сам мне об этом сказал».
Помимо этой меткой реплики, Джон «Бонзо» Бонэм сказал миру то же самое, позволив себе хвастливую игру на барабанах говорить за него. Он был тем самым громом, который превращал Led Zeppelin в непобедимую группу. Как-то Тони Айомми сказал о едва уловимой, но очевидной разнице между Led Zeppelin и его собственной группой Black Sabbath:
«В некоторых группах главное — это гитары. Но в Led Zeppelin главной силой были барабаны».
Эту точку зрения разделял даже Плант, который утверждал, что без всякой зависти отдает пальму лидерства в группе Джону:
«Бонзо был главной частью группы. Он был тем, кто превращал в музыку все, что мы с Пейджем писали, - тем, что он сдерживал, тем, что он не добавлял в темп. Не думаю, что в мире есть кто-то, кто мог бы его заменить».
Вот почему после его трагической гибели они объявили год траура и сразу объявили об окончании карьеры Лед Зепп. А этот уникальный стиль продолжает очаровывать музыкантов по сей день.
Но отнюдь не предсмертные хрипы «Моби Дика» побудили Планта разразиться пафосным комментарием. Это был другой трек, который он назвал самым невероятным произведением группы. Говоря о песне «Achilles Last Stand» с альбома Presence, фронтмен сказал, что это «наша наименее очаровательная и самая профессиональная работа - трек в стиле Bonzo, в который никто не поверит, что его исполнил человек».
Вот альбомная версия этой песни:
В темпе 146 ударов в минуту Бонэм переключается между размерами 5/4 и 4/4, словно метроном, заведенный банкой колумбийского кофе, и непринужденно исполняет вставки-наполнители, которые привносят разнообразие в ритм хард-рока и легко дополняют арпеджио с марокканскими мотивами, доминирующие в мелодии. Может показаться, что в этом предложении слишком много всего происходит, но почему показаться? Это действительно потому, что в песне происходит слишком много всего. В этой песне очень насыщенный звук.
Комментарий Планта теперь звучит даже как-то по-современному, в духе искусственного интеллекта, но в те времена никто не мог поверить, что это написал человек, а главное исполнил человек, и на то были совершенно другие причины. На самом деле даже сейчас игра на барабанах затмевает все, что мог бы придумать искусственный интеллект, потому что ИИ должен изобретать что-то новое, просто ассимилируя то, что было до него, так что уникальность ритма Бонэма наверняка поставила бы его в тупик. Кажется, что он не заимствует ничего из прошлого - в этом и есть его новаторство.
Этот залп, длящийся чуть меньше 11 минут, также свидетельствует о выносливости Бонэма. Он может быть грозой барабанов, но он далеко не мимолетная буря. Его способность сохранять не только ярость, но и новаторский подход, не отступая при этом от сути того, что пытались сделать Плант и Пейдж, практически не имеет себе равных в рок-музыке. Как бы сказал Плант, это почти сверхчеловеческое достижение.
Это высказывание опровергает критику Кита Ричардса, когда он утверждал:
«Я люблю Джимми Пейджа, как человека, но как музыканта - нет, с Джоном Бонэмом, который несся по шоссе на неуправляемом 18-колесном грузовике, он монополизировал музыкальный рынок».
Если 11 минут сплошного грохочущего новаторства - это и есть высший пилотаж, то что тогда говорить о контроле? Кто это мог контролировать? Может, это все было слишком тяжеловесным, но в мастерстве Бонэма было что-то артистичное, как в чечетке великана.
Тот факт, что этот антропоморфный осьминог за ударной установкой записывает барабанную партию для песни, в которой цитируется сам Уильям Блейк, а гитара в стиле фламенко сочетается с рок-стилем, также свидетельствует о мастерстве всех участников Лед Зепп. В их музыке столько всего происходит, что она всегда была интересной.
Это сочетание таланта Бонзо, экзотических влияний, студийных инноваций Пейджа, вдохновленных прошлыми звездами рока, и отдаленных оркестровых аранжировок Джона Пола Джонса - именно то, что сделало Led Zep одной из самых многогранных групп всех времен.
Пейдж поставил свое соло в «Achilles Last Stand» «на один уровень» со «Stairway to Heaven», а критики согласились с тем, что исполнение «просто не укладывалось в голове», так что в наше время, когда это может кого-то раздражать до глубины души, вершина исполнительского мастерства в этом классическом рок-треке кажется еще более значимой, впечатляющей и неподвластной времени.
Вот концертное исполнение:
============
И на этом пока все. Разрешите откланяться. Как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.