На днях решил я лично проверить, что же за чудо такое нам подготовил АвтоВАЗ под громким именем Lada Iskra. Шума вокруг этой новинки было столько, будто мы запускаем ракету в космос, а не очередной бюджетный седан. Маркетологи из каждого утюга кричали, что это прорыв, что это совершенно новый уровень и вообще убийца всех конкурентов, которых, к слову, почти и не осталось.
Любопытство взяло верх, и я отправился к официальному дилеру, чтобы своими руками пощупать этот «прорыв» и прокатиться на нем. А чтобы впечатления были максимально честными и контрастными, вечером того же дня я взял у товарища его ухоженную Lada Priora 2017 года выпуска с шестнадцатиклапанным мотором, чтобы сравнить, куда же мы приехали за эти почти десять лет прогресса.
Захожу я в дилерский центр, и вот она стоит - новая надежда отечественного автопрома. Внешне автомобиль выглядит вполне современно, тут спорить глупо, дизайнеры свой хлеб едят не зря. Х-образный стиль никуда не делся, кузов граненый, оптика смотрится неплохо. По габаритам машина получилась чем-то средним между Грантой и Вестой, длина седана составляет 4333 миллиметра. Вроде бы и не тесная, ширина заявлена 1777 миллиметров, что вполне достойно для этого класса. Но как только открываешь дверь и попадаешь в салон, магия начинает стремительно рассеиваться.
Первое, что ударяет в нос - это тот самый запах дешевого пластика, который, кажется, стал фирменным знаком бюджетных автомобилей последних лет. Сажусь за руль, оглядываюсь. Пластик везде жесткий, гулкий, дубовый. Стучишь по передней панели, и звук такой, будто стучишь по пустому ведру. Да, выглядит все это современно, есть экранчики, кнопочки, но тактильные ощущения говорят об обратном - на тебе сэкономили, причем сэкономили жестко. Сиденья вроде бы имеют профиль, но набивка какая-то аморфная, боковой поддержки мне лично не хватило.
На тест-драйв мне досталась версия с мотором 1,6 литра на 106 лошадиных сил и вариатором, который в брошюрах гордо именуют просто «автоматическая трансмиссия». Менеджер с горящими глазами рассказывал, как плавно она едет и как экономит топливо. Запускаем двигатель, и в салон проникают вибрации. Не критичные, но ощутимые. Выезжаем на дорогу.
Я нажимаю на педаль газа, ожидая хоть какого-то подхвата, ведь 106 сил для такой массы должно хватать. Но в ответ получаю лишь надрывный вой мотора, который зависает на одних оборотах из-за особенностей работы вариатора. Разгон вялый, резиновый, эмоций ноль. Машина просто перемещает тебя из точки А в точку Б, но делает это как-то натужно, без огонька.
Шумоизоляция в Искре - это отдельная песня. Слышно все - и как работают шины по асфальту, и как камешки стучат по аркам, и как ветер свистит в зеркалах уже на скорости 80 километров в час. Подвеска, надо отдать должное, энергоемкая, ямы глотает неплохо, тут сказывается родство с платформой, на которой строили Логаны. Но вот эта общая бюджетность, она сквозит во всем. В усилии на руле, в звуке закрывания дверей, в том, как работают подрулевые переключатели.
И за все это удовольствие дилеры просят какие-то совершенно неадекватные деньги, явно намекая, что дешевле полутора миллионов к этой машине лучше не подходить, если хочется нормальную комплектацию. А ведь в базе там вообще стоит старый восьмиклапанный мотор на 90 сил и пятиступенчатая механика.
Вечером того же дня я пересел в Приору товарища. Машина 2017 года, одна из последних партий, пробег чуть за сотню, но состояние отличное. Сажусь в салон, и тут меня накрывает культурный шок, только наоборот. Да, дизайн панели здесь устарел еще десять лет назад, эргономика своеобразная, руль огромный. Но, черт возьми, верхняя часть панели здесь из мягкого материала! Soft-look, как говорится. В машине, которую мы считали устаревшей, материалы отделки тактильно приятнее, чем в новинке 2025 года. Двери закрываются с более благородным звуком, они тяжелее, чувствуется металл, а не фольга.
Запускаю тот самый 127-й мотор, шестнадцать клапанов, те же 106 лошадей, что и в Искре. Втыкаю первую передачу, трогаюсь. И машина буквально прыгает вперед! Педаль газа отзывчивая, связь с мотором прямая, никакой задумчивости. Приора легче, и это чувствуется в каждом маневре. Она живая, она едет, она провоцирует нажать на газ. Разгон до сотни по ощущениям секунды на две быстрее, чем у новой Искры с вариатором. Да даже если сравнивать с механикой, старая школа все равно ощущается бодрее.
На ходу Приора, конечно, жестче, подвеска тут не такая всеядная, как на современной платформе Искры, но зато крены меньше. Ты чувствуешь дорогу, ты управляешь автомобилем, а не просто сидишь в капсуле. Но самое главное открытие ждало меня, когда я начал анализировать цены. В 2017 году эта Приора в комплектации «Люкс» стоила чуть больше пятисот тысяч рублей. Пятьсот тысяч! За эти деньги мы получали автомобиль с климат-системой, подогревами, датчиками света и дождя, круиз-контролем и тем самым мягким пластиком.
Сегодня нам предлагают Искру, которая технически мало чем отличается по моторам. Да, там есть шестиступенчатая механика в некоторых версиях, чего не было на Приоре. Да, там современная платформа и кузов жестче на кручение. Но по потребительским качествам, по ощущениям от вождения, по качеству материалов салона - это шаг назад.
Мы платим в три раза больше, а получаем продукт, который собран из компромиссов. Искра позиционируется как автомобиль, который встанет между Грантой и Вестой, но по факту ощущается она как удешевленная Гранта в новой обертке.
Нам пытаются продать красивый фантик. Маркетологи отлично поработали над внешностью, машина выглядит дороже, чем она есть на самом деле. Но стоит копнуть глубже, стоит проехать пару километров, и ты понимаешь, что тебя где-то обманули. Нам под видом новинки продают технологии двадцатилетней давности, завернутые в новый кузов и приправленные китайской электроникой, при этом задрав ценник до небес. Приора была честным автомобилем за свои деньги. Она не притворялась иномаркой, она ехала на все свои 106 сил и отрабатывала каждый вложенный рубль.
Искра же - это продукт эпохи тотальной экономии и дефицита. Производитель понимает, что выбора у людей нет. Китайцы улетели в космос по ценам, Веста тоже стала недосягаемой для многих, Гранта уже морально устарела настолько, что на нее без слез не взглянешь. И вот в эту нишу нам суют Искру, говоря: «Берите, это лучшее, что мы можем вам дать».
Но прокатившись на старой Приоре, я понял, что раньше трава была зеленее не просто так. Раньше автомобили делали инженеры, пусть и ограниченные в бюджете, а сейчас их делают эффективные менеджеры, чья главная задача - сэкономить на каждом винтике и продать нам это как инновацию.
Очень грустно осознавать, что за почти десять лет мы не то что не шагнули вперед, мы в некоторых аспектах откатились назад. Мы потеряли доступные цены, потеряли нормальные материалы отделки, потеряли ту самую резвость и легкость, которая была у наших машин. Зато приобрели красивые светодиодные полоски, экраны мультимедиа и вариаторы, которые воют при разгоне. Равноценный ли это обмен? Для меня ответ очевиден. Я вышел из Приоры товарища с чувством легкой ностальгии и тяжелым пониманием того, что нас просто дурят. И пока мы будем молча нести свои деньги в кассу за такие «новинки», ничего не изменится. АвтоВАЗ так и будет поднимать цены и упрощать конструкции, называя это развитием.
А вы бы что выбрали сейчас, если бы была возможность вернуть цены 2017 года: новую навороченную Искру за полтора-два миллиона или две новые Приоры в люксе? Вопрос, конечно, риторический, но ответ на него многое говорит о состоянии нашего авторынка.