В начале СВО, когда враг активно применял БПЛА, а нам нечем было ответить, в сети гуляла информация о том, что высшие чины Минобороны РФ долгие годы игнорировали все предложения по промышленному производству дронов для нужд обороны. Реальность войны всё расставила по своим местам. Применение БПЛА в современной войне, в конце концов, оценили. Цена отсроченного осознания - тысячи жизней наших ребят. Халатность это или диверсия - дело следствия.
Сейчас можно наблюдать аналогичную беспечность в сфере подготовки операторов БПЛА и ИИ-систем.
Регулярно проводятся турниры «Drone-Con», которые организуют «Сталинские Соколы». Турниры проводятся на игровых симуляторах. По сути, это киберспорт, но в процессе игры на симуляторе игрок приобретает навыки управления БПЛА. Призовой фонд - несколько миллионов рублей. Это очень хорошая инициатива. Но достаточно ли этого?
Давайте посмотрим, как обстоят дела у нашего противника, с которым мы воюем на территории Украины уже 4 года.
В США, в январе 2026 года, принята «Стратегия в области искусственного интеллекта для Департамента войны» (Artificial Intelligence Strategy for the Department of War). Напомню, «Департамент войны» - это в недавнем прошлом Министерство обороны США. Предполагаю, что название ведомства поменяли не просто так.
Так вот, в этой новой стратегии Пентагона ставка делается на ИИ, в частности:
1. Стирание грани между симуляцией и реальностью;
2. Применение ИИ, в основе алгоритмов которого лежит доктрина «выжженной земли».
Первый пункт предполагает, что «игрок» не будет отличать реальную войну от игры на симуляторе. Управление дроном (роем дронов) на симуляторе будет идентично управлению дроном на поле боя. В ближайшем будущем оператору БПЛА не нужно будет находится на ЛБС. Он сможет сидеть в уютном офисе за тысячи километров от зоны реальных боевых действий. Ключевую роль будут играть системы РЭБ. Но даже в этом случае, далеко не все люди согласятся убивать других людей. Для этого и нужно стереть грань между симуляцией и реальностью, чтобы убийство стало таким же рутинным и безболезненным, как это происходит в видеоиграх. Оператор дрона или ИИ-системы не должен чувствовать, что убивает живых людей. В идеале, «игрок» не должен даже знать о том, что он убивает людей. В таком случае, для этой незатейливой «работы» пойдут даже восьмилетние дети. Главное правильно настроить графику на симуляторе, как в «Майнкрафт», чтобы убийство не вызывало в психике ребенка естественного отторжения. И вуаля, боец новой войны готов. Никаких нервных срывов и угрызений совести. Идеально.
Второй пункт, очевидно, связан с предположением, что противник будет применять аналогичные технологии. Соответственно затачивать ИИ на распознавание: военных, гражданских, мужчин, женщин, стариков и детей - это проигрышная тактика. Ведь управлять дроном может человек из любой социальной группы. Поэтому более правильная тактика - уничтожать всё живое, включая кормовую базу (животноводческие комплексы), а заодно кошечек с собачками, чтобы наверняка. Они, в отличие от нас, хорошо помнят опыт Ленинграда и учитывают его в своей новой стратегии войны. Поэтому только выжженная земля. А для этого нужен первый пункт. Круг замкнулся.
Эти два пункта, при хорошо налаженной работе тыла (эффективной экономике ВПК), позволяют вести войну в режиме non-stop, нанося удары непрерывно. Тот самый рой дронов, о котором последние годы много говорят и работу которого тестируют в ходе различных гражданских мероприятий: китайский новый год, юбилей Газпрома и т.д.
Всё это, как-то не сопоставляется с нашими турнирами киберспорта. Разный масштаб, мягко говоря. У них - стратегия Пентагона, а у нас - энтузиасты с громким названием и бюджетом менее 10 млн руб на турнир. Как-то не вяжется.
С учётом численности населения стран НАТО (США - 340 млн, ЕС - 450 млн), наш ответ должен быть асимметричным, но в любом случае тенденции войны очевидны.
Может Министерству обороны РФ стоит обратить более пристальное внимание на киберспорт и индустрию видеоигр? Ведь именно там куются кадры для войны ближайшего будущего.