Это может привести к изменению политического ландшафта в развитых странах.
Молодые люди в развитых странах с высоким доходом населения считают главными проблемами отсутствие доступного жилья и большие расходы населения на жизнь. Квартирный вопрос бьет по экономическому, социальному и психологическому благополучию людей. Власти в этих государствах боятся потерпеть поражение от популистов, предлагающих решить проблему. Подробности — в материале «Известий».
Главное — экономика
Аналитики Gallup провели исследование, в ходе которого выявили, что больше всего беспокоит людей в разных странах мира. Ответ практически везде был одинаковым — экономика и проблемы, связанные с ней. Так считают 23% взрослых людей в 107 государствах. Также многие встревожены вопросами, связанными с работой, политикой государства и безопасностью. При этом вопросы здравоохранения, миграции, образования, развития, экологии, инфраструктуры беспокоят в среднем от 3 до 1% людей.
Особенно сильно состоянием национальной экономики обеспокоена молодежь, причем, как ни парадоксально, в странах с высоким уровнем дохода. В среднем 34% людей в возрасте от 15 до 34 лет считают вопрос благосостояния самой большой проблемой, стоящей перед страной. Так же думают 33% людей в возрасте от 35 до 54 лет и 30% людей от 55 лет и старше.
Больше всего эта тема волнует молодых людей в Новой Зеландии — 49% опрошенных. Схожая ситуация в Британии, Канаде, США и Австралии.
Макроэкономические показатели в этих странах довольно высокие, но для местных миллениалов и зумеров эти цифры не имеют особого значения. По их словам, все дело в назревающем жилищном кризисе. В большинстве случаев молодые люди в этих странах снимают жилье, мечтая о покупке собственной квартиры, но сделать это не получается, поскольку львиная доля доходов уходит на оплату базовых потребностей.
В настоящее время всего 25% молодых людей считают, что в их странах есть доступное жилье. Этот показатель сильно упал за последние десять лет.
ВВП растет, а уровень жизни падает
Получается, что на бумаге экономика растет, а молодые люди считают, что экономика страны их подводит, поскольку рост цен на жилье и базовые услуги опережает рост доходов.
Это исследование ясно дает понять, что экономические показатели — уровень ВВП, инфляции, притока инвестиций, на которые часто ориентируется руководство стран, не отображают то финансовое давление, которое люди испытывают в повседневной жизни.
Страны ЕС, а также Австралия, Канада и Новая Зеландия испытывают острый дефицит жилья. За последние несколько лет, согласно отчету Евростата, цены на недвижимость в ЕС выросли более чем на 40%, взлетела и арендная плата — на несколько десятков процентов. В связи с этим неуклонно растет доля расходов на жилье в семейном бюджете — все больше домохозяйств тратят на съем квартиры до половины дохода.
Не поспевает за потребностями населения и строительство нового жилья: в Австралии число разрешений на возведение новых многоквартирных домов приблизилось к 12-летнему минимуму, а из-за нехватки квалифицированных рабочих существующие проекты отстают от графика. Схожие проблемы и в Британии.
Всё это провоцирует целый ряд социальных проблем. Как пишет The Guardian, в Нидерландах многие пары откладывают свадьбу и рождение детей из-за нехватки квартир, а после расставания порой вынуждены жить под одной крышей. С дефицитом жилья сталкиваются и в ФРГ.
Квартирный вопрос больно бьет не только по экономическому, социальному, но и по психологическому благополучию граждан. Как показал опрос RRASMQ, в Канаде жилищный кризис стал самой частой причиной проблем с психикой.
Бомба замедленного действия
Политиков, однако, куда больше беспокоят другие проблемы — они боятся, что ситуацией с недовольством населения из-за высоких цен на недвижимость воспользуются правые политики.
Как показали прошлые выборы в Европарламент, происходит утрата доверия к старым системным партиям и центристам. На фоне этого все популярнее становятся популистские и радикальные силы.
Например, растет поддержка левопопулистских партий, предлагающих масштабные программы социального жилья и жесткий контроль арендной платы, а также правопопулистов, которые пытаются связать жилищный кризис с ростом числа мигрантов.
Для молодежи важнее не абстрактный рост ВВП, а конкретные показатели: соотношение доходов и стоимости жилья, доступность образования, качество публичных сервисов. В результате политики, занимающиеся решением экономических вопросов в стране, начинают терять доверие населения, потому что не могут решить их проблемы.
Впервые со времен послевоенного экономического бума молодые люди в развитых странах имеют высокие шансы прожить жизнь хуже своих родителей в материальном плане. В таком случае поддержку получат политики, обещающие не экономику роста, а экономику благосостояния.
Так что опасения молодых людей, связанные с состоянием экономики и жилищным кризисом в развитых странах, могут спустя время привести к росту протестного голосования против системных партий и политической нестабильности. Особенно это касается тех стран, власти которых не смогут предложить что-то убедительное для решения жилищного кризиса и повышения благосостояния граждан.
Источник: