Как «спортивный» комплекс может формировать мышление и личность
Любой родитель хочет, чтобы его ребёнок был сильным, ловким, преуспевал в школе по всем предметам, и добивается этого в зависимости от мощи своих родительских амбиций.
При этом будущая успешность во многом зависит от других навыков – умения строить стратегии, договариваться, считать ошибку точкой роста, уметь работать в команде – как распределять роли в ней, так и меняться ролями, рефлексировать и корректировать цели и задачи на основе выводов. Но где же тот предмет или инструмент, с помощью которого можно этому научиться?
В Новой Москве открыл свои двери Семейный центр А101. О его программах мы писали в конце прошлого года, а сегодня предлагаем вам зайти исключительно в пространство 3D-комплекса, аналогов которому на сегодня нет в мире.
Сложный лабиринт из лестниц, верёвок, туннелей, площадок для прыжков, горок, турников… Лазалка? На самом деле глубоко продуманная система занятий под руководством педагога, где тот выступает не контролёром, а навигатором и интерпретатором: он ставит задачи в «зоне ближайшего развития», организует среду для осознанного сотрудничества и помогает детям осмыслить каждый опыт.
Ребёнок выносит не просто эмоции от активности, а учится оценивать сложность, планировать, рефлексировать и чувствовать партнёра в команде.
3D-комплекс в Семейном центре А101
Комплекс проектировался в компании «Бабашки» под возможность проводить занятия с детьми начиная от младших дошкольников до детей школьного возраста. Компания создаёт комплексы на основе разработок Сергея Реутского (основателя подходов «Школа диалога с препятствием», «Физкультура про другое», «Зарядки с родителями») под специфику запроса и особенности помещения.
Роман Раух, педагог по движению, методист, специалист по проектированию развивающих пространств:
3D-комплекс в Семейном центре А101 мы проектировали под образовательные задачи, поставленные педагогом с конкретной группой детей, но при этом должна была быть возможность организовывать свободное игровое пространство.
Помещение 3D-комплекса в Семейном центре не очень большое, оно занимает часть торгового центра, с одной стороны его часть выделяется полностью стеклянной стеной. Это составляло одну из сложностей проекта, но результат вышел интересным, нетривиальным: в комплекс заложено максимальное количество возможных двигательных сценариев и действий.
Здесь есть зона, где дети могут прыгать и играть с мягкими модулями. Есть много места для прыжков – там же дети могут «ходить» на руках по подвешенным веревочным лесенкам, а с случае падения приземлиться на мягкие кубы.
Мы сделали большой лазательный сектор, а точнее несколько небольших обособленных, но соединенных между собой, чтобы переходить из одного в другой.
Спроектировали широкую наклонную плоскость, по которой можно не только скатываться, но и подниматься и заносить на нее различные грузы.
Внутри комплекса также находится площадка, которая позволяет собраться группе детей и что-то обсудить с педагогом.
Создатели учли, что группы будут разновозрастные, и все блоки комплекса проработаны для наиболее безопасного движения внутри. Это почти ювелирный расчёт, поскольку нужно принять во внимание расстояние между верёвками и блоками, ширину и высоту туннелей…
Невозможно случайно выпасть, и педагог во время занятия может спокойно перемещаться по разным точкам, и в случае чего подойти и руками достать ребенка.
И вот здесь мы приблизились к точке разговора о безопасности, потому что, как и любое подобное пространство, 3D-комплекс – это зона некоторого риска.
Деревья, стройки, гаражи…
Почти каждый из нас рос в дворовой среде, и мы, страшно сказать, проникали на стройки, перелезали через заборы, лазали по деревьям и прыгали с гаражей. Мы балансировали на узких перилах и подтягивались к подоконникам высоких первых этажей. Во многом наш сегодняшний жизненный опыт строится на тех детских рискованных вылазках, на игровых сюжетах, которые мы придумывали на ходу, правилах, о которых мы договаривались, и ролях, которые мы самостоятельно распределяли.
Этой среды естественного взросления и роста практически лишены современные дети, защищённые от рисков и движения как любящими родителями, так и цифровой действительностью.
3D-комплекс стал ответом на изменившиеся реалии. Здесь педагог может предложить игру, ситуация риска может быть смоделирована, с удовольствие проиграна детьми, оставаясь безопасной и при этом продуктивной в плане жизненного опыта. Дети живут в игре, сами же развивают сюжет и сами создают себе ситуации, в которых рискуют, кооперируются, договариваются. Педагог лишь направляет, поддерживает решение ребёнка, когда тот хочет рискнуть.
На комплексе эти ситуации легко воплотимы – прыгать, висеть, перелезать – пожалуйста! Но в любом случае это пространство повышенной опасности. Взрослый наставник учит ребят осознавать эту опасность, договариваясь с детьми, а их, в свою очередь – договариваться между собой, выстраивать отношения.
Скажи мне, как ты двигаешься, и я скажу кто ты
Никита Крохалев, педагог по движению, методист:
Взаимодействие на комплексе затрагивает большое количество двигательных, психологических аспектов. Педагог, прошедший специальное обучение, знает все эти аспекты, понимает, для чего они нужны и как ими управлять.
«За движением не спрячешься», – говорит автор методики «Физкультур про другое» Сергей Владимирович Реутский. Когда вы видите человека в движении, вы сможете понять, с чем дальше работать и куда двигаться.
Именно поэтому мы говорим, что 3D-комплекс – это не просто физкультура, хотя, безусловно, развитие физических навыков нельзя преуменьшить в этом пространстве, но это и воспитывающее пространство. Мы уже упомянули, что на комплексе дети (есть возможности для занятий и для детей с родителями) строят маршруты, находясь в сложной коммуникации между собой. Комплекс не линеен, можно двигаться не только по прямой, а и вверх, вбок, спрыгивать, возвращаться, стартовать из новой точки и финишировать там, где ты сам себе определил или договорился с командой.
Я двигаюсь, значит, размышляю
К сожалению, в современном мире легче ограничить двигательную деятельность ребенка, чем попытаться разобраться, как это можно сделать безопасно. Но на 3D-комплексе отлично получается работать не только с нормотипичными детьми, но даже с детьми с ОВЗ. И здесь комплекс является, помимо всего прочего, инструментом для развития мышления и запуска речи. Нам нужно объяснять, чего мы хотим друг от друга, мы всё время находимся в коммуникации во время игры, а в конце занятия нам предстоит этап, когда нужно подумать и вспомнить, что же с нами происходило за это время. Это и есть процесс мышления – высшие психические функции.
Этим комплекс и отличается от обычной лазалки. На лазалке мы точно закрываем двигательную потребность ребенка, а родитель может попить кофе и не включаться в эти процессы.
На комплексе иные ценности – чем больше родитель хочет понять, зачем мы создаём на занятии те или иные игровые ситуации, тем более видим педагогический процесс.
Мы меняем и подстраиваем комплекс под разные задачи, но нет задачи просто запустить ребёнка и ничего не делать самому. Здесь всё подчиняется цели, которую мы поставим для конкретной группы в конкретном месте.
При этом если вы таки хотите спокойно выпить кофе, это абсолютно нормально, значит, на занятии будет больше игр и развлечений. Если стоит задача выстраивать педагогический процесс, то эксперт может действовать по другому плану с рефлексией в финале.
Комплекс большой, он позволяет выстраивать одновременную работу детей и родителей и показывать что отношения между родителем и ребёнком – это чуть больше, чем те и другие могут себе представить. Здесь ваш ребёнок может оказаться в ситуации, когда ему нужно принимать решения, что-то показать или объяснить. Дома вы практически никогда не увидите его таким!
Специфика работы в «Скандинавии» в том, что сюда приходят дети, которые не знают друг друга, они не учились в одном классе, не ходили в одну группу детского сада. Комплекс является местом их соприкосновения.
Это интересный вызов для наставника. Ему необходимо выстроить отношения с детьми, а детям с его помощью – друг с другом. На это в основном направлены все процессы на занятии и последующая рефлексия. Вместе мы вспоминаем, что недавно делали, что сами или с чьей-то помощью преодолели, как, возможно, сами помогли кому-то.
Рефлексия учит нас думать, применять полученный опыт в жизни.
Вместо послесловия
Площадки, подобные описанной, ранее можно было увидеть только в хороших частных и государственных школах или детских садах в России (то есть относительно закрытых местах). Комплекс в «Скандинавии» составляет небольшую часть нового семейного центра, в концепцию которого заложены и другие необычные по своим возможностям пространства.
Мы ещё расскажем вам, зачем плескаться в воде и разводить в ней крем для бритья или в чём польза пролезания в узкую трубу и раскачивания.
Подготовила Лидия Ни