Найти в Дзене
Культурная Карта

«Васса Железнова» первой версии Горького по версии Первого театра

Я вижу ненависть детей к собственной матери, которая хочет сколотить побольше капитала... для их счастья. Только когда они будут счастливы — не знает никто. Оттого и живут как оторванные листья с одного засыхающего дерева. Падают скомканными письмами, не дойдя до адресата... В «Первом театре» дают «Вассу Железнову» в первоначальном варианте пьесы Максима Горького, который выводит на первый план семейную трагедию и внутренние противоречия главной героини. Автор текста, как и последующие режиссёры-постановщики, уверены, что именно благодаря этому варианту 1910 года, где Васса ещё Петровна, а не Борисовна (как в послереволюционной версии), а Анна — это её дочь, а не секретарь... — зритель проникает в глубину человеческих переживаний и открывает для себя весь драматизм семьи, разъедаемой жаждой денег и власти. Зрители уходят со спектакля в полной уверенности, что вернутся, чтобы ещё раз увидеть жизнь семьи, вывернутой наизнанку, где разговоры о умерщвлении в порядке вещей, ведь это всё дл

Я вижу ненависть детей к собственной матери, которая хочет сколотить побольше капитала... для их счастья. Только когда они будут счастливы — не знает никто. Оттого и живут как оторванные листья с одного засыхающего дерева. Падают скомканными письмами, не дойдя до адресата...

В «Первом театре» дают «Вассу Железнову» в первоначальном варианте пьесы Максима Горького, который выводит на первый план семейную трагедию и внутренние противоречия главной героини.

Автор текста, как и последующие режиссёры-постановщики, уверены, что именно благодаря этому варианту 1910 года, где Васса ещё Петровна, а не Борисовна (как в послереволюционной версии), а Анна — это её дочь, а не секретарь... — зритель проникает в глубину человеческих переживаний и открывает для себя весь драматизм семьи, разъедаемой жаждой денег и власти.

Зрители уходят со спектакля в полной уверенности, что вернутся, чтобы ещё раз увидеть жизнь семьи, вывернутой наизнанку, где разговоры о умерщвлении в порядке вещей, ведь это всё для счастья... для статуса, который важно удержать любой ценой.

Сцена как клетка, в которой ссорятся тигры. И лишь к финалу понимаешь, что это уже пепелище, в котором жили богатые, вроде, люди... бедные душой. Костюмы прекрасны, но за ними не угадываешь характер героя, если не знаком с материалом. А фонтан с капающей водой, появление голубя в руках рыжего дяди — всё это от природы, естественного, чистого, как возможность исправиться, от чего всё дальше и дальше уходят персонажи.

Музыкальное оформление шикарное. В конце «увидела» это пламя, в котором сожгли собственную мать алчные дети... но в самой Вассе было больше трагизма, чем алчности. Все два акта было жалко главную героиню. Уставшая тётка, все от неё чего-то хотят, по неволе будешь железной Железновой и сойдёшь с ума от собственного превосходства.

Если и смотреть второй раз постановку Джеммы Аветисян, то только с первого ряда, пока сам театр не потерял кулуарность из-за грядущего переезда.

Анжелика ЛУКИНА, фото автора