История про моего отважного предка и нестандартные приемы в генеалогическом поиске.
У него нет ни единой фотографии. Ни строгого портрета в казачьей форме, ни случайного кадра с полевого стана - лишь тишина архивных страниц и имя, выведенное чёрной тушью в списках безвозвратных потерь.
Но разве может исчезнуть человек, чей след остался в памяти земли, в преданиях рода, в той самой чести, что передаётся по крови?
Рубайлов Михаил Максимович (прим. 1875 - 1916) - сын Рубайло Максима Филлиповича, о котором я писала в этой статье.
Вместе с женой Анной Михаил растил троих детей: Екатерину, Наталью и Фёдора - моего прадеда. Их домом был не просто хутор, а целая родовая община: братья со своими семьями, сёстры с детьми, все под одним небом кубанских просторов.
В мирное время занимались выращиванием табака и снабжали им армию Российской Империи. Здесь дышала особая жизнь - размеренная в мирные дни, суровая в годы испытаний.
Судьба хутора - это отдельная история. Трагедия, коснувшаяся десятков людей. О ней я расскажу в следующей статье.
Когда Родина призвала Михаила на защиту, он без колебаний отправился в далекий путь в чужеземные страны в составе 5-го Кавказского пограничного пешего полка.
Изучив именные списки потерь солдат и офицеров 1 мировой войны на сайте я нашла два подходящих документа. Чтобы понять, в какой именно военной операции участвовал мой предок, я ввела в поиске названия местностей "Караобдал" и "Хардакоб", как было написано в документах.
Поиск выдал место с отдаленно похожим на "Караобдал" в современном Казахстане. Поэтому изначальная моя версия была о том, что он участвовал в подавлении средне-азиатского восстания.
Однако позднее в интернете появилась более подробная информация о движениях 5-го Кавказского пограничного пешего полка в Первую мировую войну. В источнике я нашла упоминание об Эрзинджанском сражении в Турции и по датам оно подходило к документам о потерь. Сражение проходило в июле 1916 года, Михаил был ранен 23 июня 1916 и убит 1 июля 1916 года.
Поиски по современным и старым картам привели к более точным результатам по месту ранения - селение Караабдал. Но Хардакоб я не нашла, неизвестно, как точно называлось это поселение (произношения на турецком и русском отличаются). Используя английский язык в поиске я нашла варианты селений Хардокобизар, Кардокобзар и Хардакоб Зар в районе Трабзона.
По карте я проследила путь нашего героя, а это почти 500 км по морю:
Михаил Максимович храбро сражался на полях Русско-Турецкой войны и героически пал в 1916 накануне решающего Эрзинджанского сражения.
Первый архивный документ сообщает о серьезном ранении Михаила Максимовича около местечка Кара-Обдал 23 июня 1916 года.
Но казачья закалка не сломалась - быстро оправившись, он вернулся в строй, уже в рядах пехоты, шагая навстречу последнему рубежу. Пройдя еще около 400 километров пути (около 100 часов пешком!), 1 июля 1916 года погибает в сражении близь Трабзона, в местечке Хардакоб.
Судя по датам и местам на карте, эти операции проводились ради решающего наступления российских войск:
Эрзинджанское сражение (2 Июля 1916 - 25 Июля 1916 года)
После занятия Трапезонда, Эрзерума, Муша и Битлиса русское командование на Кавказском фронте имело целью удержать в своих руках завоеванную территорию. В результате Эрзинджанской операции Кавказская армия нанесла тяжелейшее поражение 3-й турецкой армии.
В июле 1916 года на Кавказском фронте Первой мировой войны русская армия под командованием генерала Николая Юденича провела успешную наступательную операцию против 3-й турецкой армии (командующий -Вехип-паша).
После захвата ранее Трабзона, Эрзерума, Муша и Битлиса русское командование стремилось удержать завоёванные территории и предупредить турецкое контрнаступление. Юденич нанёс упреждающий удар силами II Туркестанского, I и V Кавказских корпусов в направлении Эрзинджана.
Ключевые этапы операции:
- Ночью 16 июля туркестанцы взяли Байбурт, затем заняли Калкит;
- Левофланговые части развернулись на 90° и ударили на Эрзинджан с севера;
- Одновременно I Кавказский корпус овладел Мемахатуном и узловым пунктом Киги, приблизившись к городу с юга.
Турки, оказавшись под угрозой окружения, покинули Эрзинджан без крупного сражения и отступили к Сивасу. 25 июля город был занят русскими войсками.
Итог: Кавказская армия продвинулась на западном участке фронта заняв стратегически важные узлы коммуникаций.
Михаил Максимович своей доблестью приблизил победу отечественных войск над врагом. Он не увидел знамён над Эрзиджаном. Не вернулся к Анне, к Екатерине, Наталье и маленькому Фёдору - моему прадеду. Но его подвиг не стёрся, а живет и сейчас в нас и наших детях.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайк, пишите коментарии и делитесь с друзьями.