Найти в Дзене
ИА Красная Весна

Казахстан на пути в «Великий Туран

». «Россия не Европа» специально для канала «Что делать?». Турция усиливает свою экспансию не только в плане построения «Великого Турана» через ОТГ, но и через двусторонние отношения с постсоветскими государствами. Углубление военного сотрудничества между Казахстаном и Турцией всё чаще выходит за рамки символической дипломатии. Формально Астана не нарушает обязательств по линии ОДКБ, однако совокупность шагов создаёт параллельную архитектуру безопасности. Это выгодно Анкаре и проблемно для Москвы и Минска. Речь идёт не о разовых контактах Астаны и Анкары, а о системных элементах, таких как – плановое военное сотрудничество, логистика и транзит, оборонная промышленность и БПЛА. Эксперты отмечают направления взаимодействия двух стран в военной сфере: ▪️Казахстан и Турция закрепляют взаимодействие через годовые планы военного сотрудничества, включающие обучение, штабные мероприятия, военное образование, медицинскую и миротворческую подготовку, обмен визитами. Фактически данные планы я

Казахстан на пути в «Великий Туран».

«Россия не Европа» специально для канала «Что делать?».

Турция усиливает свою экспансию не только в плане построения «Великого Турана» через ОТГ, но и через двусторонние отношения с постсоветскими государствами.

Углубление военного сотрудничества между Казахстаном и Турцией всё чаще выходит за рамки символической дипломатии. Формально Астана не нарушает обязательств по линии ОДКБ, однако совокупность шагов создаёт параллельную архитектуру безопасности. Это выгодно Анкаре и проблемно для Москвы и Минска. Речь идёт не о разовых контактах Астаны и Анкары, а о системных элементах, таких как – плановое военное сотрудничество, логистика и транзит, оборонная промышленность и БПЛА.

Эксперты отмечают направления взаимодействия двух стран в военной сфере:

▪️Казахстан и Турция закрепляют взаимодействие через годовые планы военного сотрудничества, включающие обучение, штабные мероприятия, военное образование, медицинскую и миротворческую подготовку, обмен визитами. Фактически данные планы являются управляемой кооперацией с государством-членом НАТО, усиливают системные связи с Турцией и делают менее значимыми собственные инструменты ОДКБ – от совместной оперативной и боевой подготовки до единого оборонного планирования.

▪️Создаётся и укрепляется юридическая и процедурная база, связанная с транзитом военных грузов и персонала (в первую очередь через воздушное пространство). Фактически логистические соглашения Астаны с Анкарой являются политическим сигналом – Казахстан обеспечивает удобные каналы взаимодействия с Турцией, при этом ОДКБ не получает сопоставимого расширения возможностей.

▪️Модернизация ВПК и армии Казахстана по турецкому лекалу снижает совместимость внутри ОДКБ и усиливает асимметрию между союзниками. При этом ключевая модернизация армии участника ОДКБ уходит в контур НАТО.

Но, кроме того, усиливается экономическая и идеологическая экспансия. Турция усиливает интерес к нефтегазовому сектору Казахстана. В этом году Казахстан выпустит семитомник истории страны, над которым  вовсю трудятся приглашённые иностранные эксперты – от западных спецов до отъявленных пантюркистов и русофобов. Например, шефство над вторым томом проекта закреплено за Международной тюркской академией, которая работает под эгидой ОТГ, той самой, которая рисовала карты тюркского мира и красила российские регионы в цвета Великого Турана. Под крылом этой же академии велась разработка единого тюркского алфавита. При этом нельзя забывать, что турки очень любят рассказывать, особенно жителям постсоветского пространства и тюркских регионов России, о том, как их злые русские завоёвывали, и каким благом для всех них будет отказ от единого с Россией цивилизационного наследия и переход под турецкую руку. Идея «общего культурного кода» является лишь прикрытием конкретных геополитических целей по подчинению всех тюркских народов влиянию Турции.

Случайно ли на этом фоне, правительство Казахстана ввело запретительный утильсбор для автомобильной и сельскохозяйственной техники из России и Белоруссии?

Казахстан играет ключевую роль в планах построения «Великого Турана», а вытеснение России из региона как нельзя лучше способствует этим планам. Вспомним, как всполошился Эрдоган, когда Россия в январе 2022 г. помогла Токаеву удержать власть. Кроме того, и в Казахстане, и в Турции настолько привыкли к беззубости России, что любое напоминание о том, что об нашу страну нельзя вытирать ноги, вызывает там приступы бешенства. Видимо, стоит почаще напоминать об этом.

Для Казахстана выбор «турецкого вектора» чреват серьёзными последствиями: Турции тюркские государства нужны не как равноправные союзники и партнёры, а как источник ресурсов для создания Великой Турции – новой Османской империи на основе пантюркистского и неоосманского проектов. Казахстан же, как и все остальные тюркские государства, в итоге превратится даже не в младшего партнёра, а в вассала этой империи, полностью потеряв не только государственный суверенитет, но и во многом – национальную идентичность.