Когда речь заходит о монетах Цезаря, признайтесь, что первым делом рисует воображение? Золотые ауреи, сияющие как утреннее солнце над Тибром? Денарии со знаменитым слоном, топчущим галльскую змею? Профиль диктатора в лавровом венке - такой, что хочется салютовать?
Всё верно.
Но вот скажите мне, а где же простецкая бронза? Те самые медяки, монетки для торговца рыбой на форуме? Для мальчишки, бегущего за лепёшкой? Для того самого «плебса», который Цезарь так любил упоминать в своих речах?
Ведь об этих монетах действительно почти никто не слышал. И дело тут вовсе не в снобизме, мол, великий полководец - и вдруг какая-то медь. Дело в том, что Цезарю пришлось их выдумывать… заново!
Сорок лет монетного голода
Весь секрет в том, что в середине 1 века до нашей эры римский монетный двор не выпускал государственную бронзу уже четыре десятилетия! Целое поколение выросло, не видя свеженьких медных ассов с орлами республики.
Что же ходило в обороте? Да всякое старьё! Монеты дедовских времён, затёртые до состояния «угадай номинал». Или вообще ничего - люди переходили на серебро даже в мелких расчётах.
Почему так вышло? А потому что чеканить медь стало себе дороже. Гражданские смуты, инфляция, металл дорожает - и вот уже само производство монеты обходится государству в копеечку. Кто застал конец восьмидесятых в СССР, тот помнит: советские копейки к тому времени стоили дороже своего номинала. Вот и римляне попали в ту же ловушку - только на две тысячи лет раньше.
И тут появляется Цезарь со своей бронзой. Официальной. Государственной. С символикой победы на обеих сторонах. Не какой-то там провинциальный самопал - а полноценная монета столичной чеканки.
Урок от поверженных врагов
Узнаем же, откуда вообще Цезарю пришла эта идея - возиться с дешёвым металлом, когда на кону империя?
А оттуда, друзья. От врагов. От тех самых помпеянцев, которых он собирался растереть в пыль.
45 год до нашей эры. Испания. Сыновья Помпея Великого собрали последние силы и готовятся к решающей схватке. И что делают перед битвой при Мунде? Они чеканят бронзовые ассы! Прямо в полевых условиях. Не для торговли - какая там торговля накануне сражения. А для демонстрации: мы - законная власть, у нас даже монетный двор работает.
Дешёвая бронза как инструмент пропаганды — и идея была опробована против Цезаря. А он взял и удачно присвоил её! Как трофей после боя. Как меч, выбитый из рук противника.
Вот она, цезаревская логика в чистом виде: золото - для сенаторов и банкиров, серебро - для легионов и поставщиков, а бронза — очень подходила для плеба. Для тех, кто орёт «Цезарь!» на триумфе. Простой народ не оценит изящества ауреуса, зато медяк в ладони - это понятно, это осязаемо, это «от самого диктатора лично».
Триумф, который звенел монетами
17 марта 45 года до нашей эры. Рим встречает победителя. Цезарь въезжает в город после разгрома последних помпеянцев при Мунде. Гражданская окончена. Враги в земле. Диктатор - хозяин положения.
Что такое римский триумф? Это не просто парад с трофеями и пленниками. Это шоу! Представление! И обязательный номер программы - щедрые раздачи. Монеты летят в толпу, люди давят друг друга, ловят на лету, ликуют. Хлеба и зрелищ - классика жанра.
И вот тут скромный медный дупондий оказывается идеальным выбором. Денарий для массовой раздачи - расточительство. Золото - вообще безумие. А бронза? В самый раз. Ценность не в граммах металла - ценность в жесте. «Это тебе от Цезаря. Лично. Держи и помни».
Посмотрите на эту монету глазами римлянина того дня. На лицевой стороне - Виктория, богиня победы. На обороте - Минерва в полном боевом облачении, со щитом и копьём. Это не разменник для покупки репы на рынке. Это прям плакат.
Каждый, кто поймал такую монету на триумфе, унёс домой не просто медяк - а вещественное доказательство причастности к великому дню. «Я там был. Я видел. Вот, жена, смотри!»
До Цезаря бронза была просто разменом. После него - стала пропагандой. Согласитесь, разница принципиальная.
Человек-тень по имени Кловий
А теперь самое интригующее. Кому диктатор поручил это деликатное дело — отчеканить данный памятный тираж?
На монетах стоит имя: C. Clovius. Гай Кловий.
И вот что любопытно. О традиционных монетных магистратах - триумвирах по чеканке - мы знаем предостаточно. Их карьеры, семьи, связи - всё задокументировано. А Кловий? Практически фантом. Человек-тень. Но это не мог быть посторонний человек, дело-то важное.
Скорее всего, он входил в число городских префектов - тех, кого Цезарь назначал управлять Римом во время своих походов. Не выборный чиновник, не традиционный магистрат - а доверенное лицо диктатора. Назначенец.
Чеканку бронзы поручают не по установленной процедуре, а напрямую. Цезарь сказал «надо» - Кловий сделал. Без сенатских согласований, без бюрократических проволочек. Ручное управление в чистом виде.
Кстати, карьера этого «никому не известного» Кловия на медяках не закончилась. Уже в 44 году до нашей эры он - наместник Цизальпийской Галлии. А упоминания о нём встречаются даже при Августе. Человек сделал себе имя на «мелочной» работе с бронзой, поднялся по социальному лифту до самого верха.
Цезарь проверял не только новый тип монеты. Он испытывал новую модель власти - где решения принимаются быстро, исполнители назначаются лично, а традиционные институты вежливо отодвигаются в сторону. Через две тысячи лет такой стиль назовут «вертикалью». Но Цезарь был и тут первым.
Надеюсь, вам было интересно! Если так, то ставьте лайк, делайте репост друзьям, - поддержите автора, и подписывайтесь на канал, у меня ещё много монет и познавательных историй!