Найти в Дзене
Нейроны и стрелки

Что происходит в мозге, когда мы верим в конспирологию?

Наткнулась на интересную статью о том, как наш мозг реагирует на конспирологические теории на нейрональном уровне. Исследование опубликовано в Scientific Reports и одним из первых показывает, какие именно области мозга активируются у людей с разным уровнем веры в конспирологию. Китайские нейроученые из Renmin University и Beijing Normal University использовали фМРТ, чтобы изучить, как индивидуальные различия в конспирологическом мышлении влияют на нейронные реакции при обработке фактической информации и теорий заговора. Участники исследования с фМРТ — 31 человек (19 с высоким уровнем веры в конспирологию, 12 — с низким), отобранные по трем валидированным шкалам конспирологического мышления. Пока участники находились в фМРТ сканере, им показывали 72 текста в формате постов Weibo (китайский аналог Twitter): Каждый текст одновременно показывался визуально и озвучивался, затем участники оценивали по 7-балльной шкале, насколько они верят в правдивость утверждения. Люди с высокой верой в кон
Оглавление

Наткнулась на интересную статью о том, как наш мозг реагирует на конспирологические теории на нейрональном уровне. Исследование опубликовано в Scientific Reports и одним из первых показывает, какие именно области мозга активируются у людей с разным уровнем веры в конспирологию.

О чем работа?

Китайские нейроученые из Renmin University и Beijing Normal University использовали фМРТ, чтобы изучить, как индивидуальные различия в конспирологическом мышлении влияют на нейронные реакции при обработке фактической информации и теорий заговора.

Участники исследования с фМРТ — 31 человек (19 с высоким уровнем веры в конспирологию, 12 — с низким), отобранные по трем валидированным шкалам конспирологического мышления.

Как проходил эксперимент?

Пока участники находились в фМРТ сканере, им показывали 72 текста в формате постов Weibo (китайский аналог Twitter):

  • 36 конспирологических теорий (например, “COVID-19 искусственно создан в лаборатории", "Смерть принцессы Дианы — спланированное убийство британской королевской семьей" и т.д.)
  • 36 фактических утверждений ("Глобальное потепление ведет к таянию ледников", "Принцесса Диана погибла в автокатастрофе в Париже в 1997 году”).

Каждый текст одновременно показывался визуально и озвучивался, затем участники оценивали по 7-балльной шкале, насколько они верят в правдивость утверждения.

-2

Поведенческие результаты

Люди с высокой верой в конспирологию избирательно склонны принимать конспирологическую информацию, но при этом их оценка фактов не отличается от более скептичных людей.

  • При оценке конспирологии различия между группами статистически значимы (p < 0.001)
  • При оценке фактов обе группы показали одинаковые результаты (p = 0.309)

Это опровергает идею о том, что конспирологи просто доверчивы ко всему. Напротив, их предвзятость специфична для конспирологического контента.

А что в мозге?

Исследователи обнаружили противоположные паттерны мозговой активации в двух группах — и только при обработке конспирологической информации.

Высокая вера в конспирологию = повышенная активация дорсомедиальной (dmPFC) и вентромедиальной (vmPFC) префронтальной коры при обработке конспирологии.

  • vmPFC — конспирологическая информация воспринимается как лично значимая и вознаграждающая. vmPFC помогает придавать смысл информации, которая соответствует существующим убеждениям.
  • dmPFC — область связана с ментализацией — способностью приписывать намерения другим. Поскольку теории заговора строятся на идее скрытых злонамеренных планов, dmPFC может активироваться при попытках "прочитать" мотивы предполагаемых заговорщиков.

Низкая вера в конспирологию = повышенная активация гиппокампа и предклинья (precuneus) при обработке конспирологических теорий.

  • Гиппокамп — его активация предполагает, что скептики активно сверяют конспирологические утверждения с фактами, хранящимися в памяти.
  • Предклинье — активация этой области говорит о том, что скептики "реконструируют" ситуации, используя собственный опыт и семантические знания для оценки правдоподобности.
Влияние веры в теории заговора на системы головного мозга, отвечающие за обработку информации о фактах и ​​теориях заговора.
Влияние веры в теории заговора на системы головного мозга, отвечающие за обработку информации о фактах и ​​теориях заговора.

❗️Важное наблюдение — различия связаны не столько с усилением активности у скептиков, сколько с относительной деактивацией мнемонических регионов у конспирологов. Особенно выражена деактивация гиппокампа — ключевого региона для проверки информации через память.

Take-home message

Исследование показывает, что вера в конспирологию — это не просто недостаток критического мышления. Это альтернативная нейрокогнитивная стратегия обработки информации:

  • Конспирологи опираются на аффективную значимость и поддержание убеждений (области префронтальной коры)
  • Скептики используют память и проверку фактов (гиппокампально-теменная система)

Интересно, что эти различия проявляются избирательно — только для конспирологического контента. Это говорит о том, что конспирологическое мышление не отражает глобального когнитивного дефицита, а представляет собой специфическую предвзятость в обработке определенного типа информации.

Если вам нравятся мои материалы и вы хотите больше о работе мозга и наших когнитивных процессах, подписывайтесь на мой ТГ-канал и Бусти