Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Значение новых слов «обижулькаться» и «сохра»

Обижулькаться Обижаться, причём говорящий считает обиду смешной и несерьёзной Наивное ты создание. И мысли твои поверхностные, обижулькайся хоть ты на всех и вся… не прыгнуть выше своей головы… — Ээй. Ну не обижулькайся — улыбнулся Хиро и стал щекотать друга, от чего тот в ту же секунду отозвался заливистым смехом. Слово обижулькаться (и его вариант обижунькаться) — очень редкий пример уменьшительного глагола. Довольно распространены слова спатеньки, гулятеньки, баиньки, обращённые к детям, которые трудно считать полноценными глаголами. В лингвистической литературе отмечались и настоящие уменьшительные глаголы из детской речи, но они всё же встречаются реже. Скорее всего, слово обижулькаться образовано от уменьшительного существительного обижулька. Вот характерный пример его употребления: Юля тем временем уже надула губу и сказала: — Не хочешь — не надо, но ты меня заинтриговал. Злыдень. — Злыдень? — Я притворно удивился. — Я — злыдень? — Да! — Тогда ты… Ты обижулька пень пожуй-ка! (В.

Обижулькаться

Обижаться, причём говорящий считает обиду смешной и несерьёзной

Наивное ты создание. И мысли твои поверхностные, обижулькайся хоть ты на всех и вся… не прыгнуть выше своей головы…

— Ээй. Ну не обижулькайся — улыбнулся Хиро и стал щекотать друга, от чего тот в ту же секунду отозвался заливистым смехом.

Слово обижулькаться (и его вариант обижунькаться) — очень редкий пример уменьшительного глагола. Довольно распространены слова спатеньки, гулятеньки, баиньки, обращённые к детям, которые трудно считать полноценными глаголами. В лингвистической литературе отмечались и настоящие уменьшительные глаголы из детской речи, но они всё же встречаются реже. Скорее всего, слово обижулькаться образовано от уменьшительного существительного обижулька.

Вот характерный пример его употребления:

Юля тем временем уже надула губу и сказала:

— Не хочешь — не надо, но ты меня заинтриговал. Злыдень.

— Злыдень? — Я притворно удивился. — Я — злыдень?

— Да!

— Тогда ты… Ты обижулька пень пожуй-ка! (В. Волчок. Стать человеком).

А само это существительное образовано от глагола обижать (ся)/обидеть (ся). Когда-то корень этого глагола начинался со звука [в]: обвидеть. Он был образован от глагола видеть (как и слова завидовать и ненавидеть), но сочетание бв упростилось, потеряв звук [в]; такая же история произошла со словами обычный (от обвычный, сравни привычный), обод (от обвод, сравни провод), оболочка (от обволочка, сравни наволочка), обладать (от обвладать, сравни владеть), оборот (от обворот, сравни поворот), обитать (от обвитать, сравни витать в облаках) и пр. Ну, а корень слова видеть — исконно русский, того же происхождения, что и ведать. Их индоевропейские родственники — и латинское videō ‘вижу’, и греческое ἰδέα ‘понятие’, и английское wise ‘мудрый’.

Сохра

Сохранённый в памяти устройства файл, обычно фотография или картинка.

Удалил всё сохры, а одна какая-то осталась не видимая

Супер, заказывал девушке, увидел у неё в сохрах такие, подарил, она в восторге.

Слово сохра образовано усечением от причастия сохранённый. Такие усечения раньше в русском языке встречались довольно редко, если не считать заимствованных уменьшительных имён: Климент > Клим, Андроник > Андрон.

В XX веке участились разговорные усечения длинных слов: метрополитен > метро, килограмм > кило, специалист > спец. Обычно это заимствования, но иногда и исконно русские слова: заведующий — зав, неудовлетворительно > неуд. Некоторые редкие примеры древних усечений попали даже в литературный язык. Можно вспомнить слово надо, образованное ещё в древнерусском языке от надоба, наряду с неусечённым надобно (от того же корня происходят слова подобный, удобный, сдобный).

В конце XX — начале XXI века усечение стало применяться гораздо чаще. Вот несколько примеров: компьютер > комп, преподаватель > препод, магазин > магаз, университет > универ, документ > док, аноним > анон, наличные > нал. Многие усечения используются только в отдельных сообществах: у музыкантов сольфеджио > сольф, у биологов беспозвоночные > беспы, у школьников-олимпиадников победитель > побед. Во многих таких случаях не просто отсекается суффикс с окончанием, а безжалостно рассекается корень.

Так произошло и со словом сохра, в котором был усечён корень -хран-. В большинстве славянских языков слова с этим корнем связаны с едой: болгарское и сербское храна ‘пища’, сербское хранити и словенское hraniti ‘кормить’ и т. п. Более давняя история этого корня — предмет научных споров. Одни связывают его с авестийским xᵛarəna ‘еда’, другие — с латинским servō ‘сохраняю, служу’, третьи — с греческим κείρω, немецким scheren ‘отрезать’, четвёртые— с литовским šerti ‘кормить’. Занесём все эти версии в сохры и будем следить, какая в итоге окажется верной.

Совсем скоро 14 февраля — День книгодарения! Почему бы не подарить близкому человеку книгу, которая поможет понять и освоить новые слова русского языка? Ведь язык постоянно развивается: каждый день появляются свежие слова, заимствования и сленг — и всё это отражает жизнь и настроение современного общества. В книге Бориса Иомдина «Новые слова. Нетудашка или сердцежмяк?» (12+) вы найдете не только объяснения новых слов, рожденных из русских корней, но и интересные истории о старых словах и их происхождении:

Читай-город

Ozon

Wildberries

В дополнение рекомендуем остальные книги из серии «Факультатив по русскому», где также есть издание Евгения Лаврова «Диалектики. Слова, о которых вы никогда не слышали» (12+):

Читай-город

Ozon

Wildberries

И издание Ирины Таланкиной «Словечки. Древнерусский быт и культура в словах и картинках» (12+):

Читай-город

Ozon

Wildberries