- Ксюш, - протянула Маша, - Скинь денег на аквапарк завтра. А?
Ксюша, которая мазала кремом покрасневшую на солнце кожу, раздраженно бросила:
- У тебя своих нет?
- Не-а, - отрезала она.
Именно это “не-а” и довело Ксюшу.
Они прилетели сюда вдвоем, потому что “так выгоднее и веселее”, как заявила Маша. И все оказалось правдой: было выгоднее и веселее. Маше.
Ксюша закрыла тюбик.
- Маш, - сказала она, - Мы же договаривались. Ты помнишь, кто платил за этот номер?
Маша грациозно села, свесив ноги с кровати.
- Ой, ну, Ксюш, ты начинаешь свою песню. Я же сказала, что верну тебе деньги, как прилетим. Там мелочи…
- Мелочи? Если бы я, Маш, не тратилась на тебя, то могла бы оплатить две недели в отеле, а не вот это вот частное жилище, которое ты нашла по супер-выгодной ссылке. Ты обещала вернуть.
- И я верну! - встрепенулась она, - Переживаешь из-за какой-то аренды? Мы же подруги! Ты что, в отпуске будешь деньги пересчитываешь? Вернемся домой - рассчитаемся.
- Ты мне так же говорила про такси до гостиницы, про ту экскурсию к водопадам, куда ты хотела… Что приедем в гостиницу и рассчитаемся. Но что-то я денег так и не увидела.
- Океюшки, я потом в следующий раз за все заплачу. Будь проще. Где-то заплатила ты, где-то заплачу я. Что с аквапарком?
Ксюша хотела домой. А в аквапарк ей, кстати, не хотелось. Ей хотелось, чтобы Маша хотя бы раз, хотя бы раз проявила инициативу и оплатила что-нибудь из того, что сама и придумала.
- Сколько там стоит твой аквапарк?
- Ой, кажется, по полторы тысячи с человека, - жизнерадостно сообщила Маша, - Но ты не переживай, я же сказала, что верну.
Ксюша не поверила, но деньги скинула. Если не скинуть, то Маша обидится. Тогда весь отпуск насмарку…
- Держи.
Ужин в прибрежном кафе был задуман как маленький подарок самой себе у Ксюши - место было поприличнее тех сомнительных шашлычных, где они перекусывали в предыдущие дни. Маша после веселого дня в аквапарке все еще находилась под впечатлением.
Официант принес два салата с морепродуктами и два бокала холодного белого вина.
- Слушай, Ксюш, - Маша съела креветку, - ты можешь потом заказать нам такси до гостиницы? У меня телефон что-то глючит, нормально не ловит.
- Будто ты мне и без того мало должна… - фыркнула Ксюша.
Маша убрала за спину мокрые косы.
- Ты опять об этом? Мы же на отдыхе! Я тебя не понимаю.
- Я тебе вот что скажу. Ты бы хоть раз, Маша, хоть раз за нас двоих заплатила. Сегодня. Вот прямо сейчас. Давай. Я жду какой-то ответный жест.
- Ох, вот оно что, - у обеих разом пропал аппетит, - Ну, давай будем честными. Твоя зарплата, Ксюш, в два раза больше моей. В два раза. Так с какой радости я должна платить за двоих, когда я тебе, по сути, делаю одолжение, просто соглашаясь лететь с тобой, чтобы тебе не было скучно одной?
Даже отговорки придумывать не стала!
- Что значит, делаю одолжение? Мы изначально договаривались, что делим расходы поровну! И совместный отпуск вообще предложила ты. Так что все поровну.
- Поровну, когда у нас равные доходы! - парировала Маша, - А у нас нет равных доходов, Ксюш. Ты богаче. Ты можешь себе позволить не считать мелочь, а я не могу. Для меня тысяча пятьсот - это обед на три дня. Для тебя это… ну, ты поняла. Так что я считаю, что я тут достаточно урезаюсь, соглашаясь ехать с тобой.
- Знаешь что, Маша? Я тебе не мама. И не спонсор. Мы отдыхаем здесь на равных. Или ты платишь за себя сама, или мы отдыхаем по отдельности.
Маша вскочила.
- Я так-то твоя подруга, - прошипела она, - Но раз ты так переживаешь из-за того, что я тебя тут “объедаю”… Я пойду. Погуляю где-нибудь. Раз ты такая мелочная.
И, не дожидаясь, пока Ксюша ответит, Маша бросила свой недоеденный салат и куда-то умотала из кафе.
Остаток вечера прошел ужасно. Ксюша искупалась, но постоянно думала об этой ссоре с Машей. Не может она нормально отдохнуть, когда надо с кем-то ругаться! Она смотрела на волны, которые неустанно накатывали на берег, и думала: как можно было быть настолько доверчивой? Она всегда помогала Маше, потому что так принято в дружбе, но была ли та дружба?
Около полуночи дверь в номер скрипнула.
- Ты где была? - Ксюша закрыла книгу. Она взяла сюда несколько книг, но ни одну из них не читала. Да и сейчас толком не читала. Смотрела на страницы, а думала не о том.
- Нормально все, - невпопад пробормотала Маша, - Познакомилась с компанией… отдохнула. Не парься.
Отрубилась она мгновенно.
Следующий день прошел в странном режиме: Маша вернулась к прежнему поведению. Утром она была свежа, как огурчик, и снова попросила денег на обед. Ксюша, обессиленная морально и не желающая устраивать скандал, который гарантированно испортит оставшиеся два дня, просто дала ей сколько нужно.
Маша вела себя так, будто ничего не произошло.
Когда до отъезда оставалось всего два дня, Маша, хлопая глазками, как с кавалерами, попросила:
- А купишь мне обратный билет на самолет?
Да как-то не планировала.
- Что? - спросила Ксюша.
- Ну, билет.
- Маш, ты себе обратный билет не брала?
- Сразу денег не было. Только на билет сюда.
- То есть, ты все эти дни, пока мы здесь, ни разу не подумала о том, что тебе нужно оплачивать возвращение домой?
- Думала, - Маша отвернулась, - Даже знакомым звонила. Просто… как-то не складывалось. А у тебя, я знаю, есть деньги. Ты же можешь купить. Это же недорого, в сравнении с тем, сколько ты тратишь на свой фитнес в Питере.
Ксюша уже оплатила ей отель, экскурсии, такси, завтраки и обеды… В общем, все, что Маша обещала “вернуть”.
- Почему я должна платить за твою безответственность?
- Ксюш, не делай из этого трагедию. Ты же не бросишь меня здесь? А я тебе потом верну.
Ну да, бросить подругу, пусть и самую бессовестную подругу, в чужом городе - это подло, хоть она сама в этом и виновата.
За все время полета Маша не замолчала ни разу. Она обсуждала гостиницу, еду, соседей из другого номера… Ее не переслушаешь. Ксюша не понимала, откуда столько оптимизма? Денег Маша должна теперь ей, как банку, а, вон, веселая, довольная, аж светится… Что откуда берется.
Первые месяцы после возвращения Ксюша подруге ни о чем не напоминала. Она откладывала звонок Маше на неделю, потом еще на неделю. Ей казалось, что если она будет вести себя так, будто ничего не произошло, Маша сама вспомнит.
Но Маша не вспоминала.
Пришлось опять брать все в свои руки.
- Маш, я хотела напомнить о поездке…
- Ой, это было потрясающе! Я столько наснимала красивых фоток! Ты видела мой новый пост? Я тебя там отметила!
- Я не про фото, Маш. Я про деньги.
- Про какие деньги? - удивилась Маша.
- Про все, Маш. Про номер. Про билет домой, который ты просила купить. Про все, что ты должна мне за этот отпуск.
Она, как обычно, отмахнулась.
- Ксюш, ты же знаешь, как у меня сейчас с деньгами. Я только устроилась на новую подработку, там платят не сразу.
Тогда-то Ксюша и рявкнула:
- Мне все равно! Я хочу обратно свои деньги!
- Можешь больше не повторять. Мне все ясно.
Когда Ксюша попыталась связаться с Машей снова, то поняла, что ее добавили в черный список.
Прошло еще месяца три. За обедом с компанией подруг Ксюша вспоминала, что раньше она всегда звала Машу. Теперь на одну подругу стало меньше. Когда Ксюша вышла попудрить носик, то, возвращаясь, она услышала, что про нее говорят подруги за глаза:
- Она же, Маша, говорит, что они отдыхали вместе, а Ксюша каждую копейку делила. Салфетку, говорит, тебе не дам, потому что ты не скидывалась. Какая крохоборка! Зачем мы только согласились сегодня сюда прийти? Мы же за Машу…
Они закивали, сочувствуя бедной, обманутой Маше.
- Катя, - позвала Ксюша, сев за столик, - Это Маша вам такое насочиняла? А хотите знать, как на самом деле было? У меня и чеки сохранились. И да, девочки, нехорошо обсуждать меня за моей спиной. Говорите в глаза, что не так.
Подруги, пристыженные, не знали, куда смотреть.
- Хочешь сказать, что Маша лжет? - спросила Катя.
- Еще как. Маша не рассказывала, что я оплатила ее обратный билет домой? Она не рассказывала, что она попросила меня заплатить за ее часть номера? И она, конечно, не говорила, что я не делила каждую копейку, а просто хотела, чтобы моя подруга хотя бы раз заплатила за себя сама. Ну, или вернула мне все деньги, которые я на нее потратила.
Катя, которая и разносила сплетни, пискнула:
- Ох, Ксюш… Я не знала!
- Ну как, хотите еще дружить с Ксюшей? Мне пора. Приятного аппетита, девочки. И передайте, если что, Маше, что я ей очень благодарна. За опыт.