Найти в Дзене

Армия Спартака в полевых битвах с римскими легионами

Летописцы оставили нам подробные описания таких величайших сражений античных времен как битва при Гавгамелах, Каннах или Заме, которые происходили на равнинной местности. Подобные сражения называют полевыми, когда противник уже не может применять хитрости в виде засад и других тактических маневров, используя для достижения победы благоприятный рельеф местности, как это произошло в битвах римлян и карфагенян при Требии и Тразименском озере. В обсуждениях моих статей на тему восстания Спартака я отмечу голословные утверждения отдельных читателей о том, что Спартак разбивал консульские армии в правильном полевом сражении, что якобы однозначно свидетельствует о присутствии в его армии бывших марианцев. Ведь только они могли противостоять в полевом сражении непобедимым римским легионам. Данные заявления не подтверждается ни одним из летописцев и, по моему мнению, Спартак в сражениях всегда использовал тактические преимущества пересеченной или горной местности, затрудняющей координированные

Летописцы оставили нам подробные описания таких величайших сражений античных времен как битва при Гавгамелах, Каннах или Заме, которые происходили на равнинной местности. Подобные сражения называют полевыми, когда противник уже не может применять хитрости в виде засад и других тактических маневров, используя для достижения победы благоприятный рельеф местности, как это произошло в битвах римлян и карфагенян при Требии и Тразименском озере.

В обсуждениях моих статей на тему восстания Спартака я отмечу голословные утверждения отдельных читателей о том, что Спартак разбивал консульские армии в правильном полевом сражении, что якобы однозначно свидетельствует о присутствии в его армии бывших марианцев. Ведь только они могли противостоять в полевом сражении непобедимым римским легионам. Данные заявления не подтверждается ни одним из летописцев и, по моему мнению, Спартак в сражениях всегда использовал тактические преимущества пересеченной или горной местности, затрудняющей координированные действия консульских легионов. Аналогичной точки зрения придерживается историк В.А. Горончаровский, который в книге «Спартаковская война» пишет что:

«Планируя сражение с Лентулом, Спартак явно рассчитывал, что в условиях пересеченной местности не сработает применявшаяся тогда римской армией тактика «парового катка», когда легионеры, сражаясь в совместном строю, все сметали на своем пути. На пути через горы армия Лентула неизбежно должна была растянуться на расстояние примерно пятнадцати километров. Соответственно, скорее всего, она подверглась внезапному нападению одновременно на разных участках. При этом воины Спартака могли уничтожать отдельные подразделения римлян и исчезать среди холмов в случае предпринятых попыток римлян совершать обходной маневр и окружить их. Как развивались события дальше, можно хотя бы отчасти представить по одному из сохранившихся фрагментов «Истории» Саллюстия. Там говорится, что консул Лентул, дабы подержать боевой дух легионеров, облачился в легко узнаваемый длинный пурпурный плащ полководца с золотой вышивкой. С оставшимися людьми он занял одну из возвышенностей и развернул когорты в двойную боевую линию, скорее всего спиной друг к другу. При этом обороняющиеся несли большие потери, видимо подвергаясь атакам со всех сторон».

Таким образом, в подобном случае ни о каком правильном полевом сражении между рабами Спартака и консульской армией Лентула, находящейся в окружении не может быть речи. Спартак, служивший в римской армии, знал сильные и слабые стороны легионов и, вне всякого сомнения, придерживался тактики ведения партизанской войны, стараясь избегать сражений на открытой местности. Аналогичной тактики ранее придерживался бывший иберийский пастух Вириат, трижды одерживающий убедительные победы над римскими легионами в Испании в труднопроходимой горной местности.

В обсуждениях своих статей я приветствую обстоятельные комментарии, которые оставляют многие мои читатели, но не приемлю безапелляционные и голословные утверждения подписчиков, которые настаивают на своей исключительной правоте, не подкрепленной фактами. При этом свои умозаключения они приводят не в качестве версии, а именно – как на вердикте суда высшей инстанции. В данных дискуссиях они не правильно называют имена полководцев и летописцев: Ганибал, Атилла или Апиан, что свидетельствует об их поверхностном знании обсуждаемой темы.

И в случае со Спартаком отдельные оппоненты пытаются убедить меня, что предводитель рабов постоянно разбивал консульские легионы на открытой местности, что в действительности является исключительно их личным предположением, но отнюдь не отраженным летописцами историческим фактом. И если я привожу им наглядные примеры поражения римских легионов от восставших рабов Аристоника или иберийцев под руководством бывшего пастуха Вириата, они считают уничтожение армий римлян исключением из правил. Но в Кимврской войне исключением из правил можно считать двойное поражение германцев от Гая Мария на заключительном этапе войны, а не первоначальные пять поражений римлян, причем – последовавшие одно за другим, учитывая, что затем при вторжении на территорию Италии кимвры и тевтоны разъединились и тем самым ослабили свой племенной военный потенциал.

-2
-3
-4
-5
-6