Найти в Дзене

Отзыв на книгу Оксаны Нечаевой "Излом Изотова"

Говорят, на свете есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как резвятся малые дети, плещется морской прибой, и горит огонь в костре. После двух лет, проведенных в литмастерской «Щеглов», добавил бы сюда четвертую – наблюдать за тем, как рождается на свет книга. Каждый раз немеешь от удивления: и откуда автор взял идею, как смог создать такой сложный и в то же время логичный сюжет, построить собственный мир и населить его героями, которые в реалистичности ничуть не уступают живым людям? Если это не магия, то что? Алхимия слова. Не иначе. А писатель – алхимик, который лепит из подручного материала личности и судьбы, вдыхает в них жизнь и отпускает в свободное плавание. Именно такое ощущение возникает после прочтения романа Оксаны Нечаевой «Излом Изотова». Решил познакомиться с романом по схожести жанра, в котором пишу сам – мистический реализм. Но не только. У меня правило: прочитать главу, а лучше – две, чтобы оценить «читабельность» текста. У этого определения много компоне

Говорят, на свете есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как резвятся малые дети, плещется морской прибой, и горит огонь в костре. После двух лет, проведенных в литмастерской «Щеглов», добавил бы сюда четвертую – наблюдать за тем, как рождается на свет книга.

Каждый раз немеешь от удивления: и откуда автор взял идею, как смог создать такой сложный и в то же время логичный сюжет, построить собственный мир и населить его героями, которые в реалистичности ничуть не уступают живым людям? Если это не магия, то что?

Алхимия слова. Не иначе. А писатель – алхимик, который лепит из подручного материала личности и судьбы, вдыхает в них жизнь и отпускает в свободное плавание.

Именно такое ощущение возникает после прочтения романа Оксаны Нечаевой «Излом Изотова». Решил познакомиться с романом по схожести жанра, в котором пишу сам – мистический реализм.

Но не только.

У меня правило: прочитать главу, а лучше – две, чтобы оценить «читабельность» текста. У этого определения много компонентов: и стилистическая ровность, и гармоничное сочетание мистики и реализма, и хорошее знание фактического материала, и даже небольшая доза иронии и сарказма.

На последнем месте – ошибки в грамматике и пунктуации. Если все вышеописанное присутствует, последнее несущественно. Тем более, что читаешь, по сути, черновик.

Когда прошел по ссылке и прочел первые главы, сразу понял – мое! Хотя в начале просто перегруз по мистике, который обычно отбивает всякое желание читать дальше. Здесь же все более чем приемлемо.

Для создания мистической атмосферы автор мастерски использует самые обычные вещи: стол, камин, песочные часы и т.п. Да и персонажи выглядят и действуют как обычные люди с понятными – говорящими – именами: Великий, Демиург. Об их нечеловеческих сущности и свойствах говорят их слова, мысли, действия. И это «цепляет» – понимаешь, что реальность будет выглядеть не хуже.

Впрочем, мистической эту часть можно назвать условно: автор сразу поясняет, что перед нами представители высшей цивилизации, создавший Землю и ее обитателей. Люди – всего лишь «проекты», созданные этой инопланетной расой (отсылка к франшизе «Прометей»). Редкие контакты с создателями привели к возникновению мифологии (у северных народов), где инопланетяне занимают место богов, а иногда и демонов.

Так что, мистика в романе – всего лишь недоступные «тварям» технологии. И именно тварям, то бишь, людям (в терминологии инопланетян – проектам), отведено в романе главное место. А конкретно – русскому доктору Сергею Изотову и его друзьям и близким.

В отличие от инженеров «Прометея», создатели в «Изломе Изотова» закладывают на только определенные свойства в свои проекты, но и целеполагание. Отклоняется проект от заданной цели, корректируют страданиями. Не помогло – ликвидируют.

Да-да, именно так и выглядит мир в романе: люди – пешки, мир – шахматная доска, инопланетяне – гроссмейстеры. Задача человека – осознать свою роль в игре и на сопротивляться высшей воле. Если это судьба, то в десятой степени.

«Что наша жииизнь – игрррра!»

Игра темных сил. Темных уже потому, что люди о них не догадываются. Да и цели у них довольно сомнительные.

Главная – выжать из проекта все соки, но добиться от него пользы. Для этого нужно необходимо заставить проект страдать, ибо только страдая он сможет создать что-то новое для себя или для других проектов.

Обобщенно это новое называется интрум: виртуальная реальность, в которой проект прячется от страданий. Обычно они доступны только самому проекту, но иногда он впускает туда других, или же начинает воплощать свои фантазии в книги. Последнее, с точки зрения создателей, предпочтительнее.

Здесь все логично – создатели творят проекты по своему образу и подобию: сами играют с людьми и людей заставляют придумывать игры и играть друг с другом.

Такова мистическая подоплека романа, фабула, на которую нанизывается дальнейшее повествование. Понять ее не сложно – спасибо автору, объяснила все доходчиво с самого начала.

Тем интереснее было читать о приключениях вышеупомянутого Изотова. По ходу истории, Сергей из состояния пешки, которую используют втемную, поднимается до осознания неслучайности событий своей жизни. Пытаясь разгадать цепь таинственных событий, он переезжает в другой город, поступает в загадочное НИИ (привет Стругацким!), пускается с друзьями на поиски «места силы», где, оказавшись на краю гибели, встречается со своим создателем (Демиургом). Но и это все, как вы понимаете, только часть его программы.

Вся эта история описана очень живым языком, читать ее само по себе – удовольствие. Герои общаются, пьют, лечат, любят, путешествуют – в общем, живут обычной жизнью. В их разговорах, авторских ремарках, много остроумия, мудрых мыслей, доброго юмора. Они вполне себе живые люди со своими слабостями и желаниями.

Но в логике романа вся эта “нормальная” жизнь не более чем запрограммированная постановка, эдакий, театр теней, которым кажется, что они свободны в своем выборе. Осознание этого ложится тяжелым грузом на читателя, потому что читатель неизбежно отождествляет себя с героями романа. Какими бы “дарами” не наделили инопланетяне свои создания, для человека нет выше дара, чем свобода, самоопределение в отношении к людям, миру и даже высшим силам.

Поэтому, как бы не маскировались инопланетяне в романе под благородных наставников, сторонних наблюдателей, не могут скрыть своей истинной сущности – кукловодов, распоряжающихся человеческими судьбами по своей усмотрению.

По их вине герой растет без отца, теряет мать и друга, любимую. При встрече с создателем, тот ему цинично объясняет, что так должно быть, и его желание помогать людям ничего не значит, по сравнению с желанием одной юной особы “писать книги и жить у моря”. А его предназначение – послужить драйвером для запуска более важной программы, т.е. заставить юную особу писать книги.

О реакции главного героя на такое “откровение” читатель узнает сам, если, конечно, не поленится и прочтет это без сомнения талантливое произведение.

Но что же мистика? Мистика представлена в романе наличием шаманов, которые выступают проводниками между создателями и людьми. Шаманы, кстати, боятся создателей – они похищают души. Сами создатели имеют ряд демонических признаков. Великий, например, не любит света, раздражается, по стенам его кабинета пляшут огни пламени, любовь ему не подвластна. Демиурги ходят в плащах с капюшоном, прячут лица, глаза кошачьи, сверкают клыками, отрицают существование Бога. Только рогов и копыт не хватает.

Резюмируем.

Роман написан стильно, читать приятно и интересно. Герои живые, сюжет динамичный, оригинальный, хотя и не без аллюзий на известные произведения.

Встречается неверное употребление диалектных слов: «надысь», значит «недавно» или «давеча», а не «надо», как в тексте.

По содержанию. Диалоги – просто высший класс, ремарки точны, психологически выверены. Удачные и не слишком пространные описания города, обстановки, природы. Много мыслей, которые прямо хочется выписать в блокнотик и возвращаться на досуге.

Однако!

При всех этих достоинствах, финал оставляет тяжелое ощущение – люди остаются пешками в игре неведомых (но не для святой инквизиции) сил, продолжая жить в плену иллюзий даже когда становится ясно, кто в доме хозяин.