Найти в Дзене
CatUniverse

Царская болезнь

Гемофилия приобрела известность, несмотря на малую распространенность, благодаря болезни царевича Алексея Николаевича, унаследовавшего её от своей матери Александры Фёдоровны. Носительницей заболевания была британская королева Виктория, подарившая ген «царской болезни» следующим поколениям монархов Европы, в том числе дому Романовых. При гемофилии наблюдается дефицит факторов свертывания крови. Процесс нормальной коагуляции оказывается нарушенным, что приводит к кровотечениям и кровоизлияниям, иногда опасным для жизни и способным значительно ухудшить ее качество. Частоту и тяжесть кровотечений определяет степень дефицита фактора свертывания крови. Кровоизлияние в глубоких тканях и суставах обычно развивается в течение нескольких часов после незначительной травмы. Данное заболевание, появляется в результате мутации, делеции или инверсии гена фактора VIII или фактора IX. Гемофилия поражает исключительно мужчин, так как эти гены расположены в Х-хромосоме. Носителями гена являются исключит

Гемофилия приобрела известность, несмотря на малую распространенность, благодаря болезни царевича Алексея Николаевича, унаследовавшего её от своей матери Александры Фёдоровны. Носительницей заболевания была британская королева Виктория, подарившая ген «царской болезни» следующим поколениям монархов Европы, в том числе дому Романовых.

При гемофилии наблюдается дефицит факторов свертывания крови. Процесс нормальной коагуляции оказывается нарушенным, что приводит к кровотечениям и кровоизлияниям, иногда опасным для жизни и способным значительно ухудшить ее качество. Частоту и тяжесть кровотечений определяет степень дефицита фактора свертывания крови. Кровоизлияние в глубоких тканях и суставах обычно развивается в течение нескольких часов после незначительной травмы.

-2

Данное заболевание, появляется в результате мутации, делеции или инверсии гена фактора VIII или фактора IX. Гемофилия поражает исключительно мужчин, так как эти гены расположены в Х-хромосоме. Носителями гена являются исключительно дочери мужчин с гемофилией, к сыновьям это не относится. Каждый сын носительницы гена имеет 50% шанс заболеть гемофилией, а каждая дочь с 50% вероятностью может стать его носительницей.

По статистическим оценкам, сегодня количество больных гемофилией в мире составляет 400 тысяч человек (один из 10 тысяч мужчин).

Гемофилия на сегодняшний день неизлечима, но ее течение полностью и удачно контролируется при помощи инъекций пациенту недостающего фактора свертываемости крови, в большинстве случаев выделенного из донорской крови.

Перед оперативным вмешательством таким пациентам дополнительно применяют гемостатики разных групп: эритроцитарная масса, замороженная плазма, гемостатическая губка, тромбин.

Тем не менее на данный момент заместительную терапию сейчас трудно назвать идеальной, ведь получающие такое лечение продолжают испытывать периодические кровотечения, им необходимы достаточно частые переливания (до трех процедур в неделю), а также неотложная помощь при кровотечениях, возникших в результате травм.

-3

Стоит отметить, что наиболее распространенным типом гемофилии является гемофилия А, связанная с недостаточностью VIII (FVIII) фактора свертывания.

Второй вид гемофилия B распространен в меньшей степени. Данная вариация встречается лишь у 15–20 % от общего числа больных. При этом типе заболевания у пациентов наблюдается дефицит IX (FIX) фактора свертывания. Именно для этих пациентов сегодня удалось создать генную терапию.

Компания uniQure разработала генную терапию гемофилии B — лекарство этранакоген дезапарвовек (АМТ-061) — препарат на базе вектора серотипа AAV5. Векторы на основе вирусов, попадая в клетки организма, переносят в них нормально работающий ген фактора свёртывания крови.

Аденоассоциированные вирусы и AAV5, в частности, имеют высокое сродство к клеткам печени, а ведь именно в ней в норме вырабатываются факторы свертывания крови.

Компания uniQure представила обновленные данные продолжающегося открытого исследования фазы IIb, в котором три пациента с тяжелой гемофилией B и критически низкой активностью фактора IX (≤ 1%) получили однократную внутривенную инфузию АМТ-061. Согласно этим данным, по прошествии года средний уровень активности фактора IX у трех пациентов составил 41% от нормы, причем максимальная наблюдаемая активность у одного из пациентов дошла даже до 50%.

При этом никто из пациентов не сообщил о каких-либо кровотечениях, и лишь одному потребовалась однократная инфузия фактора IX, что было необходимо в связи с операцией на тазобедренном суставе и со спонтанным кровотечением связано не было.

Клинические испытания демонстрировали высокий уровень эффективности и безопасности АМТ-061, у пациентов настолько нормализуется гемостаз, что они больше не нуждаются в дорогостоящей терапии.

Может возникнуть вопрос, почему генная терапия была в первую очередь разработана для гемофилии В, хотя гемофилия А — более распространенное заболевание? Этому есть простое объяснение: ген фактора VIII гораздо больше гена фактора IX (186 000 пар оснований по сравнению с 34 000 парами), поэтому его нельзя целиком поместить в AAV-вектор, который обладает ограниченной емкостью. Однако разрабатывается генная терапия с укороченным вариантом фактора VIII, который, тем не менее, должен обеспечивать достаточную функциональность. Другой подход — попытки увеличить капсид вируса, чтобы в него помещалась ДНК большего размера.

Автор: Игорь Телятников и CatScience

Канал автора на Дзене