«Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: «Господи! Кто это?» Иисус отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после этого куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: «Что делаешь, делай скорее». Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «Купи, что нам нужно к празднику» — или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел. Была же ночь» (Ин. 13:21-30).
Как должен верующий человек относиться к тому, кто одержим нечестием? Как должно реагировать чистое сердце на сердце, в котором правит сатана? Ответы на эти вопросы можно найти, наблюдая за тем, как Иисус разговаривал с Иудой в верхней горнице (13:21-30).
Как поступил Иисус по отношению к Иуде? Как Он относился к этому предателю?
1. Иисус скорбел о нем
Текст сообщает, что Иисус «возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (13:21). Перед этим Иисус процитировал отрывок из Ветхого Завета, иллюстрирующий происходящее между Ним и Иудой в ту ночь. Он повторил слова Давида, говоря: «Едящий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (13:18; см. Пс. 40:10). Процитировав это пророчество, Он объявил, что не все присутствующие за этим столом будут исполнять Его слова. Один из них не познает благословений пребывания в Нем: тот, кто не чист (13:11). Затем Он сказал апостолам, что говорит им все это для того, чтобы они не смущались и не унывали, когда произойдет это ужасное событие (13:19).
Недвусмысленно сообщив о том, что скоро произойдет, Иисус «возмутился духом». Слово этарахтэ, которое здесь использовал Иоанн, означает «испытать сильное душевное потрясение, горе». В тот момент дух Иисуса был сильно взволнован и озабочен жизнью и душой другого человека.
Незадолго до этих событий Иисуса заплакал, глядя на Иерусалим (Лк. 19:41); но в верхней горнице Его душа скорбела от того, чтό Он видел, когда смотрел на Иуду и остальных учеников. Его великая, божественная душа была переполнена горем из-за того, что замышлял Иуда, и как это отразится на самом Иуде и остальных апостолах.
В жизни каждого человека бывает такое время, когда он буквально смертельно страдает из-за кого-то или чего-то. О том, что мы собой представляем, можно судить по ответу на вопрос: «Что заставляет нас страдать или беспокоиться?»
Иисус пришел, чтобы взыскать и спасти погибающих (Лк. 19:10). Он вкладывал Себя в душу каждого человека, которого встречал. Во время последней вечери рядом с Ним и Его апостолами находилась погибающая душа, и это повергало Его сердце в глубокую скорбь. Как Он поступит с этой погибающей душой? Во-первых, мы уже увидели, что сердце Иисуса разрывалось от боли за Иуду. Те, кто борются за души других, имеют сокрушенные сердца. Невозможно дотянуться до погибающего человека, если твоя душа не обеспокоена его состоянием и судьбой.
2. Иисус посмотрел в лицо Иуде и предостерег его
Он не стал давить на Иуду и усложнять ему задачу очистить свое сердце от зла, которое обитало в нем. Вместо этого Иисус во всеуслышание произнес, обращаясь ко всем апостолам: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13:21). Когда Его спросили: «Скажи нам, о ком Ты говоришь?», Он ответил: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» (13:24-26). Мы читаем: «И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту... Иисус сказал ему: «Что делаешь, делай скорее». Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему» (13:26-28). За все время этого разговора никто не заподозрил Иуду. Каждый, обратившись вглубь себя, спрашивал: «Не я ли?» (Мк. 14:19) или «Не я ли, Господи?» (Мф. 26:22). Даже в тот момент, когда Иисус подал Иуде кусок хлеба, остальные апостолы не поняли смысла этого жеста, что он относился к Иуде.
Подав Иуде кусок хлеба, Иисус вновь посмотрел ему в глаза, не уклоняясь от общения с ним во время последней вечери. Перед этим Он, используя разные слова, сообщил, что один из присутствующих предаст Его в руки синедриона. Иисус не стремился унизить Иуду или публично обличить. Он просто хотел, чтобы Иуда знал, что Ему все известно. Он обращался с ним осторожно и бережно, призывая его сердце к покаянию. Он просил Иуду оставить свой злобный замысел, принять прощение и вернуться к апостольскому служению.
Иисус не выходил за рамки мягкого увещевания, чтобы убедить Иуду покаяться. Он проявил Свою кротость и смирение перед этим апостолом еще до того, как взойти на крест. Он омыл ноги Иуде, учил его быть служителем, показал через символ омовения ног, что очищает Своих последователей, и дал понять, что хотя Ему известно о том, что замышлял Иуда, Он продолжал любить его.
3. Иисус позволил ему сделать свой собственный выбор
Великий Царь не стал силой принуждать Своего раба к послушанию. Он знал все, обладал всей властью и понимал все, что касалось личности человека; и все же Он позволил Иуде самому решать свое будущее. Иоанн пишет: «И после этого куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: «Что делаешь, делай скорее» (13:27). Затем он добавляет: «Он, приняв кусок, тотчас вышел. Была же ночь» (13:30). Урок служения, преподанный Иисусом, Его кроткое увещевание, Его тактичное обращение с Иудой в ту ночь не убедили Иуду оставить его греховные намерения. Полный печали, понятной только небесам, Иисус позволил Иуде уйти, чтобы никогда уже не возвращаться.
Когда Иуда вышел прочь, для него навсегда погас луч надежды на спасение, и его душа погрузилась в мрак вечного осуждения. Джеймс Коффман так пишет об этом: «То, что в тот момент сатана вошёл в Иуду, не было случайной злой прихотью судьбы, потому что сатана уже овладевал сердцем Иуды раньше, когда тот торговался с первосвященниками, чтобы предать им Иисуса за тридцать сребреников. Это означает лишь то, что теперь сатана овладел Иудой полностью и навсегда по причине его ожесточившегося сердца; на это также указывает и тот факт, что Иисус даже не просил, а велел Иуде действовать быстро. До этого момента для Иуды еще оставалась надежда, но после того, как в него вошёл сатана, его падение стало стремительным, драматичным и бесповоротным. Случившееся с Иудой должно стать предостережением для каждого, кто замышляет злое. Когда карта брошена, и сатана овладевает душой, за этим всегда следует стремительная и неизбежная гибель».
Заключение
Как следует относиться к человеку, который выбрал путь греха? Пример Иисуса учит нас признавать, что подобные трагедии часто происходят в этой жизни. Затем, побуждаемые искренним беспокойством за судьбу этого человека, мы должны попытаться помочь ему обратиться к Господу. Мы должны быть осторожными, чтобы не унизить его, не загонять в угол, ожесточая его еще сильнее. При этом мы должны понимать, что этот человек должен сам принять решение, даже если последствием этого решения станет его уход во мрак.
Писания говорят нам: «Братья! Если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу его от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19, 20). «Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть, согрешающему грехом не к смерти…» (1 Ин. 5:16).
Хотя мы не всегда можем добиться успеха, давайте делать все, что в наших силах, чтобы согрешающий христианин не уходил из церкви подобно тому, как Иуда «вышел» из братства верующих в Ин. 13:30.