Первым тождественным мероприятием, посвященным 40-летию свердловского рок-клуба, стал «Большой рок-квартирник». Он прошел на сцене ККТ «Космос».
Репортаж с мероприятия, которое планировалось как нечто грандиозное, мог стартовать с традиционного: зал «Космоса» не мог вместить всех желающих. Тем более, что это правда: практически все очень недешевые билеты были раскуплены еще в прошлом году. Но сначала хочется сказать о другом. Концерт был благотворительным. И за час до его начала директора трех школ, где учились звезды уральского рока, получили сертификаты на приобретение музыкальных инструментов.
«У Вас дети занимаются музыкой в школе. Есть хор, вокальные студии. Планируем и дальше побеждать в разных музыкальных конкурсах. Хотим купить цифровое пианино, микшер, микрофоны, ну и электрогитару», — рассказала Александра Бабушкина, директор екатеринбургской школы №36, получившая сертификат из рук легендарных Владимиров Шахрина и Бегунова («Чайф»).
Со школой № 33 из Верхней Пышмы произошла интересная история. Ее знаменитые рок-выпускники Егор Белкин («Урфин Джюс», «Настя» и «Наутилус Помпилиус») и Владимир Назимов («Урфин Джюс», «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Чиж и Ко») «запутались в показаниях», поэтому выяснить, была ли в школе каморка, где репетировали юные музыканты, не удалось. Белкин настаивал на ее наличии, Назимов отрицал ее существование. Но разговор получился забавный:
— В школе мы учились и музыкой не занимались. И каморки не было никакой.
— Егор Белкин сказал, что была каморка.
— Он после восьмого ушел в техникум. У него с памятью плохо, я давно это говорю. Поэтому все, что он говорит, делите на восемь. Причем я официально это заявляю.
Светлана Турица, директор школы №33 Верхней Пышмы поспешила успокоить всех: «Сейчас у нас замечательная каморка. В октябре школа будет отмечать 65 лет, приглашаю, заодно и каморку, точнее, каморищу проверим».
Александр Таратынов, директор школы №1 из Асбеста, получив сертификат от Вадима Самойлова, рассказал о музее, в котором есть уголок, посвященный группе «Агата Кристи»: «У нас хранится замечательный раритет, который подарил Вадим — это премия „Овация“ лучшей рок-группе 1997 года. Подержать статуэтку к нам приезжают из Владивостока, Иркутска, Новосибирска… Довольные, счастливые, прям со слезами на глазах… Как будем использовать сертификат? Вы знаете, у нас завтра тоже планируется квартирник. Там мы споем песни „Агаты Кристи“ и обсудим, что приобретем на эти деньги».
Пока музыканты готовились к выступлению, в «Космос» прибывали фанаты. Учитывая, что роком они прониклись явно не в младенчестве, средний возраст зрителей превышал полувековой рубеж. Но это не мешало, как и положено, подзаряжаться в буфете, повязывать только что купленные банданы и бурно обсуждать предстоящее действо, которое Рудольф Стерхов, администратор свердловского рок-клуба назвал праздником.
Концерт начался тоже, как и положено, не совсем вовремя. Задержка произошла из-за опоздания главного идеологического хэдлайнера мероприятия — заместителя губернатора Свердловской области Татьяны Савиновой. Правда, ждать ее появления пришлось недолго — всего 13 минут. После чего, квартирник стартовал, и Татьяна Леонидовна компенсировала свое опоздание признанием в любви: «Конечно же, уральский рок — это целая эпоха, которая формировала музыкальный вкус сначала свердловчан, а потом всей страны. И вся страна полюбила голоса и гитары наших музыкантов. И я полюбила. Настю Полеву, единственную девушку в этой мужской тусовке».
Более велеречив был глава Екатеринбурга Алексей Орлов: «Уральский рок стал важной частью культурной истории страны и открыл яркие имена, чье творчество сегодня звучит современно и искренне. Уральский рок — это не просто набор текстов и музыки, это — голос поколения и наша история, которая написана электрогитарами и барабанами. Мы гордимся тем, что рок жив и будет жить. И то, что мы открываем год уральского рока в день памяти уникального человека, поэта Ильи Кормильцева, это дань его текстам, которые до сих пор трогают наши сердца. Эта музыка будет вечной, а мы будем заряжать батарейки».
Пока официальные лица произносили не совсем официальные речи, а музыканты оркестра B-A-C-H готовились к симфоническому сопровождению рок-композиций, в углу сцены появился Михаил Симаков («Апрельский марш»). Именно ему, ведущему концерта, удобно устроившемуся в кресле, предстояло создавать атмосферу квартирника. То есть, шутить и объявлять выступающих.
К чему он, собственно, и приступил, первыми пригласив на сцену Настю Полеву и Егора Белкина. После их выступления Владимир Шахрин, преподнес букет, перефразировав слова из песни «Танец на цыпочках»: «От всех мальчиков моего роста нашей девочке на цыпочках».
Пришлось Михаилу Симакову и самого себя представить: «Я происхожу из группы „Апрельский марш“». Правда, потом теплые слова о фронтмене сказал гитарист Сергей Чернышев, заодно прочитав парочку своих стихов. После чего, зазвучала программная композиция «Сержант Бертран». Если кто не знает, это французский военный инженер, прославившийся очень нехорошими делами. Но песня, текст которой написал Чернышев, чудовищно прекрасна.
Сергей Бобунец («Смысловые галлюцинации»), конечно же вспомнил, что группа стала последним членом свердловского рок-клуба и обозвал 40-летнее творческое объединение современно — «культурной институцией». И спел «Зачем топтать мою любовь/Ее и так почти не стало/Я разбиваю руки в кровь/Я не сошел с ума — так надо...»
Выход Вадима Самойлова Симаков предварил шуткой: «У меня две новости. Плохая — это то, что, если в Google набрать „Агата Кристи“, на первом месте пока будет писательница. Хорошая — в Яндексе первой выпадет уже группа». Группы, конечно, уже нет, но Самойлов-старший порадовал композицией «Ты уйдешь»: Ты уйдешь, но станешь жаждой, мук запретных болью/Алый сок любви однажды станет черной кровью».
Надо сказать, что зрители были слегка удивлены представленным репертуаром. Почему-то звучали максимально пессимистичные, глубоко философские и не самые популярные песни легендарных рок-групп. Поэтому и призывы к залу подпевать, чаще всего, оставались без ответа — публика могла только ритмично и не очень активно подхлопывать. Даже «Чайф» исполнил не задорное «Оранжевое настроение» или драйвовый «Рок-н-ролл этой ночи», а грустную «Время не ждет»: Только эхо в горах, как прежде, поет/Голосами друзей-мальчишек/Голоса их все тише/Время не ждет.
Возраст дает о себе знать? Или прекрасный оркестр B-A-C-H задал концерту задумчивое симфоническое настроение? А, может быть, время того свердловского рока, который был 40 лет назад ушло? Ведь не зря же летописец уральского рока Дмитрий Карасюк на вопрос «есть ли смысл возрождать рок-клуб», не задумываясь ответил: «Мне кажется, нет. Происходящее все больше напоминает фильм „Бакенбарды“. Если кто не смотрел — это кошмар».
«В фильме „Груз 200“ Алексея Балабанова есть эпизод про Горенбурга, — издалека начал представление группы «Топ» Михаил Симаков. — Там жена главного героя спрашивает „Ты пойдешь завтра на кафедру? — Нет. Завтра зайду к Горенбургу, возьму больничный“». И эта пасхалочка не случайна — Евгений Горенебург после окончания мединститута несколько лет работал терапевтом и, наверное, выписывал больничные своему другу, будущему режиссеру Балабанову.
Финал первого отделения получился тоже не очень радостным. Перед тем, как спеть, создатель и лидер рок-группы «Топ» стал просить денег. На фильм о свердловском рок-клубе. 100 миллионов рублей. Упомянул Горенбург и тех, кто должен ему организационно и финансово помочь — вице-мэра Рустама Галямова и застройщиков Екатеринбурга. Ну, а потом спел, конечно.
А вот во втором отделении зазвучал настоящий рок. Основатель группы «Урфин Джюс», он же дедушка уральского рока Александр Пантыкин к 45-летию команды подготовил юбилейную программу, посвященную Илье Кормильцеву. К трио Пантыкин — Белкин — Назимов присоединились Альберт Потапкин («Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус») и Вадим Самойлов. Получилась настоящая рок-банда. Стены завибрировали, пол задрожал, зрители оживились, руки-ноги начали отбивать жесткий ритм.
А после этого музыканты отправились на «Легендарную автограф-сессию». Попасть на нее, пообщаться с кумирами в не очень официальной обстановке и получить автограф можно было за 15 тысяч рублей. Но разве что-то может остановить настоящих фанатов? Они еще и подарки звездам подготовили.
«Мы группа любителей и ценителей творчества „Агаты Кристи“. Хотя слушаем всю музыку: классику, джаз, „Чайф“, Егора Белкина, „Урфин Джюс“. Просто сошлись именно на любви к „Агате Кристи“, — рассказала екатеринбурженка Юлия Антропова. — Сначала решили сделать подарок Вадиму Самойлову. А потом решили — надо всем». И эти прекрасные люди из разных городов и даже стран скинулись и заказали в Челябинске шоколадные пластинки. Практически в натуральную величину. На каждой — название почти всех групп свердловского рок-клуба. «Это такой сладкий намек на то, что настоящая музыка, как и хороший шоколад, согревает душу, радует нас, — добавила Юлия. — И спасает. Меня недавно из очень тяжелой ситуации вытащила композиция Вадима Самойлова „Позови меня небо“».
В общем, жив не только рок-н-ролл, но и свердловский рок. Пока у него есть такие поклонники и звучат песни, которые вытаскивают кого-то к свету.