Найти в Дзене
Страницы истории

Полина Жемчужина, супруга Вячеслава Молотова и одна из пяти женщин-министров СССР, узнавшая застенки Лубянки

Полина Жемчужина была супругой второго человека при Сталине – Вячеслава Молотова. Она дружила с Надеждой Аллилуевой, считалась самой элегантной из «кремлевских жен» и была одной из пяти женщин-министров СССР. Благодаря ей у советских женщин появились знаменитые духи «Красная Москва» и помада «Красный мак». Но и она не избежала застенков Лубянки и ссылки. Большевистская юность Родилась будущая первая леди СССР 28 февраля 1897 года в небольшом поселке Пологи на территории современной Запорожской области. Ничто не предвещало ей красивого и яркого будущего. Она родилась в небогатой еврейской семьи, ее имя при рождении было Перл Соломоновна Карповская. Отец ее был портным, а сама Перл в юности работала на табачной фабрике папиросницей. В 1918 году девушка вступила в ВКП(б). Шла Гражданская война, и она пошла в Красную армию, где вела политработу и заведовала клубом. В 1919 году молодую большевичку направили на подпольную работу в Киев, где она работала сестрой милосердия в одном из белогва

Полина Жемчужина была супругой второго человека при Сталине – Вячеслава Молотова. Она дружила с Надеждой Аллилуевой, считалась самой элегантной из «кремлевских жен» и была одной из пяти женщин-министров СССР. Благодаря ей у советских женщин появились знаменитые духи «Красная Москва» и помада «Красный мак». Но и она не избежала застенков Лубянки и ссылки.

Полина Семеновна Жемчужина
Полина Семеновна Жемчужина

Большевистская юность

Родилась будущая первая леди СССР 28 февраля 1897 года в небольшом поселке Пологи на территории современной Запорожской области. Ничто не предвещало ей красивого и яркого будущего. Она родилась в небогатой еврейской семьи, ее имя при рождении было Перл Соломоновна Карповская. Отец ее был портным, а сама Перл в юности работала на табачной фабрике папиросницей.

В 1918 году девушка вступила в ВКП(б). Шла Гражданская война, и она пошла в Красную армию, где вела политработу и заведовала клубом. В 1919 году молодую большевичку направили на подпольную работу в Киев, где она работала сестрой милосердия в одном из белогвардейских госпиталей и, как писал в книге «В деникинском подполье» Н. Меклер,

«…«ненавидела» большевиков и вместе с мадам Брунзель вырабатывала стратегические планы решительного разгрома «латышей, евреев, китайцев и чрезвычаек», которые погубили Россию.»

В тот период и появилось у нее новое имя - Полина Семёновна Жемчужина, и позже, в Харькове, она получила документы на это новое имя.

Полина продолжала заниматься партийной работой, а в 1921 году она выходит замуж за видного партийного работника Вячеслава Молотова (настоящая фамилия - Скрябин) и переезжает в Москву. Она занимается своим образованием – сначала училась на рабфаке МГУ, затем на экономическом факультете Плехановского института, и активно строит партийную карьеру.

Полина Жемчужина и Вячеслав Молотов в молодости
Полина Жемчужина и Вячеслав Молотов в молодости

Когда умер Ленин, ее муж поддерживал Сталина в его борьбе с политическими противниками за власть, после чего они стали большими друзьями, а Полина подружилась с супругой Сталина - Надеждой Аллилуевой. Активная и веселая Полина не давала Надежде хандрить и опекала ее детей, а когда Надежда погибла, она узнала об этом одной из первых. В вечер самоубийства Аллилуева делилась с подругой своими семейными проблемами, а когда прислуга обнаружила жену Сталина мертвой, именно жену Молотова они первой позвали к ней.

Молотов и Сталин с женами
Молотов и Сталин с женами

После гибели в 1932 году Надежды Аллилуевой, Полина Жемчужина, как супруга второго человека в государстве, стала фактически «первой леди» СССР. Тем более, ее должность к этому очень располагала.

Карьера у обоих супругов шла в гору. В 1930 году Полина Жемчужина была назначена директором парфюмерной фабрики «Новая заря», в 1932 году она стала управляющей трестом высшей парфюмерии «Жиркость», в 1936 году становится начальником Главного управления парфюмерно-косметической, синтетической и мыловаренной промышленности, а с ноября 1937 года она еще и заместитель наркома.

Полина Жемчужина
Полина Жемчужина

На страже красоты советских женщин

К любой своей работе Полина Семеновна относилась с большой ответственностью. Она часто бывала в зарубежных командировках, где искала оборудование для парфюмерной промышленности, а также привозила из поездок духи – это помогало создавать в СССР новые парфюмерные композиции. Возрождению парфюмерной промышленности помогло и стечение обстоятельств: один французский парфюмер потерял паспорт и не смог выехать из СССР, поэтому поработал на благо советских женщин.

При Полине Жемчужиной, благодаря ее стараниям, в стране появился «Научно-исследовательский институт синтетических и натуральных душистых веществ». Его разработки и сейчас используются в современной парфюмерной промышленности.

Благодаря Полине Жемчужиной у советских женщин появились духи «Весенний ландыш» и «Красная Москва», которые она предложила разливать в миниатюрные флакончики. Причем, дизайн для «Красной Москвы» она придумала сама. В 1958 году духи «Красная Москва» завоевали Гран-при на международной выставке в Брюсселе.

Духи "Красная Москва"
Духи "Красная Москва"

Элегантная и безупречно выглядевшая, она своим видом приучала советских женщин к духам и помадам, шампуням и зубной пасте.

От ароматов парфюма – к запахам рыбопереработки

В 1939 году Полина Жемчужина становится кандидатом в члены ЦК ВКП(б), и ее вдруг перевели на новую должность – она получила назначение на должность наркома рыбной промышленности. В принципе, ничего странного в такой перестановке не было, это являлось обычным делом. Главное, чтобы человек был преданным партийцем и умел руководить, а чем руководить – уже не столь важно. Причем, на новую должность Сталин назначил Полину Жемчужину лично. Несмотря на то, что она стала единственной женщиной-наркомом по хозяйственным вопросам, ее супруг, Вячеслав Молотов, был не рад такому назначению.

Тем более, что перестановки коснулись и его. В течение почти 10 лет он был председателем Совета народных комиссаров (СНК), фактически, по современным меркам, премьер-министром и вторым человеком в государстве. А в 1939 году его переводят наркомом иностранных дел. Это было довольно странное назначение: Молотов был прекрасным хозяйственником, но никогда не занимался дипломатической работой и не знал иностранные языки.

Молотов чувствовал – тучи над его семьей сгущаются. И он был прав.

Тучи сгущаются

В 1938 году наркомом НКВД стал Лаврентий Берия, которого сильно раздражало влияние Молотова. Подойти к наркому он решил через его супругу. Тем более, компромат на Жемчужину лежал, что называется, «на поверхности». Младшая сестра Полины Семёновны жила в Палестине, а старший брат в США, и она с ними вела переписку. Берия быстро сфабриковал дело, добавив к порочащим родственным связям также показания бывших сотрудников Полины Семеновны, арестованных в тот период. В показаниях ее обвиняли в производственном шпионаже.

Но Сталин в тот период ход делу не дал – правда, Жемчужину сняли с поста Наркома рыбной промышленности и перевели на более низкую должность - начальником Главка текстильно-галантерейной промышленности. А в феврале 1941 года ее вывели из состава кандидатов в члены ЦК ВКП(б). Но хоть не посадили и не расстреляли.

Началась война, и Полина Семеновна опять показала свои высокие организаторские способности. В военное время легкая промышленность – это не платьица и туфельки, а обмундирование для армии. За успешную работу Полина Жемчужина была награждена, особенно отметили налаживание выпуска парашютной ткани.

Полина Семеновна Жемчужина
Полина Семеновна Жемчужина

Опала настигла

В 1948 году в стране началась компания против «космополитов», нацеленная прежде всего против евреев. Всплыли опять родственные связи Полины Семеновны и то, что с 1942 года она активно сотрудничала с Еврейским антифашистским комитетом, главной задачей которого был поиск финансирования военных расходов СССР еврейскими общинами Запада и США. После войны комитет был переориентирован на помощь еврейским беженцам и фронтовикам, борьбу с разрастающимся антисемитизмом.

14 марта 1945 года в Московской синагоге проходило траурное богослужение, посвящённое жертвам Холокоста. И Жемчужина на нем присутствовала.

А в 1948 году состоялся приём по случаю 31-й годовщины Великой Октябрьской революции. Прием устраивал Молотов для иностранных дипломатов, аккредитованных в Москве. Хозяйкой приема, естественно, была Полина Жемчужина. На приеме она много внимания уделяла послу Израиля Голде Меир, разговаривая с ней на идише. А через некоторое время она с одобрением высказалась о посещении Голдой Меир Московской хоральной синагоги.

Прием в посольстве
Прием в посольстве

В конце 1948 года Полину Семеновну исключили из партии и стали вызывать на допросы и очные ставки, а 29 января 1949 года она была арестована. Ей выдвинули обвинение в том, что она

«…на протяжении ряда лет находилась в преступной связи с еврейскими националистами».

Предъявили ей и более серьезные обвинения: она передала Голде Меир некую информацию, которую обсуждали на закрытом совещании ЦК, а также в том, что она, якобы, хотела, чтобы Крым стал Еврейской автономной областью.

Перед арестом Полины Семеновны Сталин потребовал, чтобы Молотов развелся с женой. Супруга отреагировала на это достаточно спокойно, она прекрасно понимала, что это было единственной возможностью сохранить свободу, а то и жизнь, и мужу, и их дочери. Она сказала:

«Если это нужно для партии, значит, мы разойдёмся».

И переехала к сестре. Правда, тем самым она навлекла немилость и на них: сестра, брат и племянник были тоже арестованы, и освобождения дождались только она и племянник.

Несмотря на развод, Молотова все равно освободили от должности министра, и он стал терять свое влияние. Он переживал за свою жену, но так и не решился попросить Сталина о её освобождении.

Сталин и Молотов
Сталин и Молотов

Да и бесполезно было просить его об этом. Сталин не мог простить близкой дружбы Полины Жемчужиной и его жены, и винил Полину в её гибели. Светлана Аллилуева, дочь Сталина и Надежды, в своей книге «20 писем другу» вспоминала:

«Он [Сталин] искал… виноватых [в смерти жены]. Ему хотелось найти причину и виновника, на кого бы переложить всю эту тяжесть… По-видимому, с возрастом, мысль его всё чаще возвращалась к маме. То вдруг он вспоминал, что мама дружила с Полиной Семёновной Жемчужиной и она „плохо влияла на неё“; то ругал последнюю книгу, прочитанную мамой незадолго до смерти, модную тогда „Зелёную шляпу“. Он не хотел думать об иных, серьёзных причинах, делавших их совместную жизнь столь трудной для неё…»

Следствие шло практически год, и почти год Полина Жемчужина провела в застенках Лубянки. 29 декабря 1949 года Полина Семеновна была приговорена к ссылке в Кустанайскую область в Казахстане на 5 лет.

Освобождение

В январе 1953 года Полину Семёновну, или как ее называли «Объект-12», привезли из Казахстана опять на Лубянку. Берия решил опять сфабриковать процесс против Молотова, и надеялся получить показания от его бывшей супруги: Он готовил новый процесс: Полина Жемчужина должна была предстать главой сионистского заговора, а Вячеслав Молотов — её пособником. Опять начались допросы, но она опять, как и в первый раз, молчала.

Полина Семеновна была освобождена на следующий день после похорон Сталина, 10 марта 1953 года, и реабилитирована. Все время, пока она находилась в ссылке, Молотов не получал информации о том, где она и что с ней. Правда, иногда Берия, проходя мимо, шептал ему: «Полина жива!».

Несмотря на все пережитое, Полина Жемчужина осталась ярой сталинисткой. Молотов вспоминал, что как-то один из родственников стал осуждать Сталина, на что Полина Семёновна ответила:

«Молодой человек, вы ничего не понимаете ни в Сталине, ни в его времени. Если б вы знали, как ему было трудно сидеть в его кресле!».

После возвращения Полины супруги опять стали жить вместе. После того, как Молотова в 1963 году отправили на пенсию, они очень скромно жили на маленькой даче в Жуковке.

Вячеслав Молотов и Полина Жемчужина
Вячеслав Молотов и Полина Жемчужина

Последний год Полина Семёновна Жемчужина провела в больнице, где лечилась от рака, а Молотов ежедневно приезжал к супруге. Она умерла 1 мая 1970 года, похоронена на Новодевичьем кладбище. Вячеслав Михайлович сильно переживал, потеряв ее. Он умер в ноябре 1986 года, пережив супругу на 16 лет.

Потомки Молотовых

У супругов Молотовых была единственная дочь Светлана (1926—1989 годы) - доктор исторических наук. Ее муж, Алексей Дмитриевич Никонов (1917—1992 годы), во время Великой Отечественной войны служил в «Смерше», после войны закончил аспирантуру, был доктором исторических наук, профессором МГИМО.

Семейное фото Молотовых
Семейное фото Молотовых

Их сын, внук Полины Семеновны и Молотова, Вячеслав Алексеевич Никонов (1956 г.р.), является политологом, депутатом Государственной Думы, деканом факультета государственного управления МГУ, телеведущим, автором программы «Большая игра». У него три сына - Алексей (1979 г.р.), Дмитрий (1989 г.р.) и Михаил (1992 г.р.).

Вячеслав Алексеевич Никонов
Вячеслав Алексеевич Никонов