Я часто задаюсь вопросом: как спят люди, которые управляют нашим футболом? Вот просыпается утром обычный работяга, смотрит в окно, видит февральскую серость и думает, как дотянуть до зарплаты, чтобы и ипотеку закрыть, и детям фруктов купить. А как просыпается спортивный директор «Спартака» Фрэнсис Кахигао?
Если верить футбольному агенту Тимуру Гурцкая, пробуждение этого испанского функционера должно напоминать сцену из психологического триллера. Человек открывает глаза, видит потолок элитных апартаментов и задает себе один простой вопрос: «Как я все еще здесь?».
Сегодня Гурцкая в эфире популярного шоу озвучил то, о чем шептались на кухнях и в курилках, но боялись сказать вслух. «Спартак» — это не просто плохо. Это, по словам агента, «еще хуже Зенита». А быть хуже «Зенита» в плане эффективности трат — это нужно постараться. Это нужно иметь особый талант превращать золото в черепки.
Мы обсуждаем фигуру Кахигао, который работает в клубе с января 2025 года. Прошел год. Итог? Потрачено 100 миллионов евро (вдумайтесь в эту цифру!), а команда болтается на шестом месте, ниже «Балтики». В любой нормальной корпорации такого менеджера уволили бы еще до обеда, выдав волчий билет. В «Спартаке» он продолжает ходить на работу. И вот Гурцкая не может объяснить этот феномен. И я не могу. И, похоже, сам Кахигао не может.
Аттракцион невиданной щедрости: 100 миллионов в никуда
Давайте препарируем эту цифру. 100 миллионов евро.
На эти деньги можно построить современный стадион в провинции.
На эти деньги можно содержать академию, которая будет выпускать по десять талантов в год лет пятьдесят подряд.
На эти деньги можно купить пару готовых звезд мирового уровня, которые в одиночку вытащат команду в Лигу чемпионов (если нас туда вернут, как обещает Инфантино).
А что сделал Кахигао? Гурцкая утверждает: «Ни с одним игроком фактически не попал в десятку». Это страшный диагноз. В футболе, как и в лотерее, иногда можно угадать случайно. Тыкаешь пальцем в небо — попадаешь в условного Веллитона или Алекса. Но когда ты тратишь бюджет небольшой страны и привозишь эшелон посредственностей, которые не могут обыграть «Факел», это уже не случайность. Это система.
«Делаю столько дичи!» — вкладывает мысли в голову испанца Гурцкая. И ведь правда, дичь. Мы видим трансферы ради трансферов. Мы видим переплаченные зарплаты, подъемные, агентские комиссии. Деньги льются рекой, но река эта впадает в болото. Эффективность работы спортивного блока «Спартака» стремится к отрицательным значениям. Если бы Кахигао играл в «Футбольный менеджер» на компьютере, он бы удалил игру через неделю. Но в реальной жизни кнопку «Replay» нажать нельзя, зато можно попросить у акционеров добавки.
Операция «Друг»: Как пилят бюджеты в прямом эфире
Но самое скандальное в словах Гурцкая — это даже не бездарные трансферы. Это история с тренером.
«Со всеми тренерами провалил переговоры, привёл друга, с которым вырос, чтобы вместе пилить на трансферах».
Бум! Вот это заявление. В цивилизованном мире после таких слов начинается внутреннее расследование, аудит, суды о защите чести и достоинства. У нас? У нас ведущий шоу просто говорит: «Тимур, ну давай без такого». А Тимур отвечает: «Когда будет трансфер, тогда поговорим».
Давайте вдумаемся в суть обвинения. Спортивный директор не смог договориться с топ-специалистами (видимо, потому что топы задавали неудобные вопросы о стратегии и составе). И что он делает? Он звонит старому приятелю. Человеку, с которым «вырос». Не потому, что этот друг — тактический гений. Не потому, что он нужен «Спартаку». А потому, что с ним удобно.
Удобно «пилить». Это слово, от которого веет 90-ми, коррупцией и безнадегой. Если это правда, то «Спартак» превратился в частную лавочку для обогащения двух испанских приятелей за счет российских денег. Они сидят, смотрят на нас, болельщиков, и, наверное, смеются. «Смотри, Хосе (или как там друга зовут), они снова купили абонементы! Давай привезем еще одного защитника за 15 миллионов, который не умеет бегать спиной вперед».
Это кумовство в чистом виде. Это раковая опухоль любого предприятия. Когда на ключевые посты назначают не по принципу профессионализма, а по принципу личной преданности и готовности участвовать в схемах. И результат мы видим в таблице. Шестое место — это закономерный итог работы «друзей».
Психология непотопляемых: Почему они все еще здесь?
Давайте поднимемся над ситуацией и зададим главный вопрос: почему это возможно? Почему в клубе с такой историей, с такой армией фанатов, происходит этот сюр.
Синдром «Божьей росы».
В нашем футболе полностью отсутствует институт репутации. Ты можешь провалить все, спустить 100 миллионов, набрать в команду «дрова», но если у тебя правильная «крыша» или ты умеешь красиво отчитываться перед владельцами (которые часто далеки от футбола), ты будешь сидеть в кресле вечно. Кахигао, судя по всему, обладает уникальным даром убеждения. Он, наверное, рисует красивые графики, рассказывает про «долгосрочную стратегию» и «переходный период». И ему верят. Или делают вид, что верят.
Отсутствие ответственности.
Кто ответит за эти 100 миллионов? Кахигао? Если его уволят, он просто уедет в Испанию, купит виллу на берегу моря и будет писать мемуары «Как я доил русскую корову». Он не рискует своими деньгами. Он рискует чужими. А тратить чужие деньги — это самое приятное занятие в мире. В «Краснодаре» Галицкий тратит свои, поэтому там считают каждый евро. В «Спартаке» деньги корпоративные, а значит — ничьи.
Круговая порука.
Гурцкая намекает на схему. Схема не работает в одиночку. Чтобы «пилить», нужны сообщники. Агенты, посредники, скауты. Это целая экосистема, которая кормится вокруг клуба. И эта экосистема будет защищать Кахигао до последнего, потому что он — гарант их благополучия. Убери его — придет другой, и, возможно, перекроет краник. Поэтому они будут создавать видимость бурной деятельности, хвалить игроков (как в случае с Денисовым), оправдывать провалы.
Сравнение с реальностью: «Краснодар» vs «Спартак»
Просто сравните два мира.
«Краснодар» (чемпион 2024/2025). Покупает точечно. Ищет таланты в Латинской Америке за адекватные деньги. Воспитывает своих. Тренер Мусаев — свой, из системы, но он там не потому, что друг спортивного директора, а потому что знает структуру.
«Спартак» (6-е место). Тратит 100 миллионов за год. Покупает игроков, которые не попадают в «десятку». Нанимает тренера «по дружбе».
Результат на табло. «Быки» с трофеем, «Спартак» с проблемами.
Гурцкая прав: обсуждать «Спартак» уже даже неинтересно. Это как обсуждать соседа-алкоголика, который пропивает мебель. Сначала ты возмущаешься, потом пытаешься помочь, а потом просто машешь рукой: «Горбатого могила исправит».
«Спартак» стал токсичным активом. Он генерирует не победы, а скандалы. И фигура Кахигао — это центр этой токсичности.
Зеркало для героя: Утренние мысли испанца
Вернемся к образу, который нарисовал Гурцкая. Кахигао просыпается. О чем он думает?
Думает ли он о том, как улучшить игру в обороне? Вряд ли.
Думает ли он о том, как развить академию? Смешно.
Скорее всего, он думает: «Интересно, сколько еще они будут это терпеть? Полгода? Год? Надо успеть провести еще пару трансферов, пока лавочку не прикрыли».
Это психология временщика. Он не связывает свое будущее с «Спартаком», с Россией. Он здесь на заработках. Вахтовик. Только вахтовики на севере добывают нефть в тяжелых условиях, а этот «вахтовик» добывает евро в теплом московском офисе (или в Дубае на сборах).
И самое страшное, что он, похоже, искренне не понимает, почему его должны уволить. «Я же работаю! Я же провожу встречи! Я же привел тренера!». Имитация деятельности заменяет результат.
Вердикт: Пока не кончатся деньги
Что мы имеем в сухом остатке на 3 февраля 2026 года?
Мы имеем клуб-банкрот в смысловом плане. Деньги есть, смысла нет.
Мы имеем спортивного директора, которого открыто обвиняют в некомпетентности и коррупции («пилить на трансферах»).
Мы имеем 100 миллионов евро, растворившихся в воздухе.
Вердикт прост и печален: пока в руководстве «Спартака» (да и многих других клубов) будут сидеть люди, для которых клуб — это кормушка, а не спортивный проект, мы будем барахтаться в болоте.
Инфантино может вернуть нас в еврокубки хоть завтра. Но с таким менеджментом нас там ждет позор. Потому что «пилить» бюджеты и играть в футбол — это разные дисциплины. И в первой Кахигао, возможно, чемпион мира. А во второй — аутсайдер.
Гурцкая сказал жестко, но по делу. «Дичь» — это лучшее описание происходящего. И пока эта дичь продолжается, болельщикам «Спартака» остается только пить валерьянку и пересматривать матчи 90-х. Потому что в настоящем у них — 100 миллионов убытков и друг спортивного директора на тренерском мостике.
Автор: Максим Поддубный, специально для TPV | Спорт