В январе 2026 года Американское онкологическое общество (American Cancar Society) опубликовало отчет «Статистика рака, 2026», в котором говорится, что общая смертность от рака продолжает снижаться, а пятилетняя выживаемость при всех видах рака в совокупности достигла 70%. Общую позитивную картину омрачают некоторые онкозаболевания, с которыми всё еще трудно бороться. Но и в лечении такого «сложного» рака есть прогресс. Разбираемся, что изменилось за последние годы.
В онкологии прогноз часто измеряют показателем пятилетней выживаемости. Он отражает долю пациентов, которые остались живы в течение 5 лет после того, как у них диагностировали рак. Это полезная информация, но отдельно взятому человеку не стоит примерять ее на себя. Во-первых, это лишь средние цифры, шансы отдельных людей могут сильно различаться. Во-вторых, онкология стремительно развивается, и прогноз для тех, кому установили диагноз сегодня, может существенно отличаться от прогноза тех, кто заболел 5 лет назад.
Рак легкого: пациенты стали жить дольше
Рак легкого – онкологическая патология с одной из самых сложных биографий. Всего 150 лет назад это заболевание было большой редкостью. Обнаружив у пациента злокачественную опухоль в легком, врач носил его историю болезни по всем научным конференциям, спеша рассказать коллегам о диковинке.
В конце XIX века распространилось курение сигарет, и заболеваемость резко возросла. Но никто не связал эпидемию рака легких с вредной привычкой. Когда у врачей появились первые подозрения, пришлось провести множество исследований, чтобы найти убедительные доказательства.
Сегодня рак легкого стал самой распространенной злокачественной опухолью у мужчин и самой распространенной причиной гибели от онкопатологий у мужчин и женщин. Эффективного скрининга долгое время не было, на ранних стадиях заболевание обычно не вызывает симптомов, а потом с ним становится намного сложнее бороться.
В течение последних десятилетий ситуация изменилась. Появился скрининг для курильщиков с большим стажем – низкодозная компьютерная томография. Современные таргетные препараты и иммунопрепараты помогают бороться с болезнью эффективнее, чем химиотерапия. Многие сложные операции на грудной полости можно выполнить малоинвазивным способом, с помощью видеоассистированной торакальной хирургии (VATS).
Как изменилась выживаемость? В 1990-х годах пятилетняя выживаемость при раке легкого, распространившегося в лимфоузлы и соседние органы, составляла 20%, а при отдаленных метастазах – всего 2%. Сейчас эти показатели выросли до 32 и 10% соответственно. За счет скрининга болезнь чаще стали выявлять на ранних стадиях, и это помогает спасать больше пациентов.
Рак поджелудочной железы: прогресс в лечении есть, хотя и медленный
Как и рак легкого, злокачественные опухоли поджелудочной железы далеко не всегда удается диагностировать на ранних стадиях. Почти у половины пациентов заболевание обнаруживается, когда уже есть отдаленные метастазы.
Только у каждого пятого пациента на момент обнаружения рак находится полностью внутри поджелудочной железы и пока еще не успел распространиться. Но и в таких случаях не всегда получается провести операцию и удалить опухоль. Некоторые пациенты слишком ослаблены и не могут перенести сложное хирургическое вмешательство на органе, который находится так глубоко в брюшной полости. Некоторые опухоли врастают в крупные кровеносные сосуды, и манипуляции на них становятся опасны.
Рак поджелудочной железы ведет себя агрессивно, часто становится устойчивым к химиопрепаратам, современным иммунопрепаратам.
Тем не менее прогресс в лечении этого заболевания есть, хотя и очень медленный. В первую очередь в этом заслуга таргетной терапии и иммунотерапии, совершенствования хирургических методов.
Как изменилась выживаемость? Раньше средняя пятилетняя выживаемость при всех стадиях рака поджелудочной железы составляла 10%. С 2012 по 2018 год она выросла до 11,5%. По последним данным она составляет 13%. Это единственное онкозаболевание, при котором данный показатель не удалось повысить более 20%. Но даже такой небольшой рост – это довольно много спасенных жизней.
Меланома: больше не одна из самых смертоносных
Меланома – опухоль из пигментных клеток-меланоцитов, которая чаще всего возникает на коже. Она встречается относительно редко, но очень агрессивна и быстро распространяется в окружающие ткани, метастазирует по всему организму, при этом слабо реагирует на лечение химиопрепаратами.
Раньше эти особенности делали меланому одним из самых смертоносных онкологических заболеваний. Если опухоль не получалось удалить, то у пациента практически не оставалось надежды.
Ситуация изменилась, когда появились первые иммунопрепараты из группы ингибиторов контрольных точек. Они активируют иммунную систему и заставляют ее уничтожать злокачественные клетки.
Первым таким препаратом стал одобренный американским Управлением по контролю качества пищевых продуктов и медикаментов (FDA) в 2011 году ипилимумаб. В 2014 году были одобрены еще два – пембролизумаб и ниволумаб. Изначально их начали применять при неоперабельных и метастазировавших меланомах, а потом и при других типах злокачественных опухолей.
Как изменилась выживаемость? Раньше медиана продолжительности жизни у пациентов с меланомой на поздних стадиях составляла 6–9 месяцев. С помощью иммунопрепаратов ее удалось поднять до 6 лет. Пятилетняя выживаемость при меланоме с метастазами была всего 4–5%, а сейчас поднялась до 35% и, по некоторым данным, даже выше. Теперь это уже не одна из самых опасных и смертоносных злокачественных опухолей.
Рак печени: смертность по-прежнему высокая, но стало больше опций лечения
Поздняя диагностика, сложность хирургического лечения, сопутствующее нарушение функции органа, низкая эффективность химиотерапии – всё это создает большие трудности в борьбе с раком печени. Если опухоль обнаружена на ранней стадии, то от нее можно избавиться с помощью резекции – удалив часть органа. Но у многих пациентов параллельно есть цирроз. Из-за этого высок риск, что оставшаяся печеночная ткань не справится со своей функцией.
Некоторым пациентам может помочь трансплантация печени, но и тут есть проблема: острый дефицит донорских органов по всему миру. Не каждый может прожить настолько долго, чтобы дождаться своей очереди.
Заболеваемость увеличивается, а вместе с ней растет и смертность от рака печени. Главные виновники – вирусные гепатиты, чрезмерное употребление алкоголя и эпидемия ожирения.
В то же время для пациентов с этим заболеванием стало доступно больше опций лечения. Помимо таргетной терапии и иммунотерапии, это такие методики, как:
- Различные виды аблации. Например, часто применяют радиочастотную аблацию. Во время этой процедуры в опухоль вводят иглу-электрод, подают на нее электрический ток высокой частоты. В итоге злокачественные клетки сильно нагреваются и погибают.
- Внутриартериальная химиотерапия. Стандартные дозы химиопрепаратов не очень эффективны против рака печени, а очень высокие нельзя вводить через капельницу, потому что это грозит опасными побочными эффектами. Во время внутриартериальной химиотерапии с помощью специального катетера лекарство вводят прямо в кровеносный сосуд, питающий опухоль. Препарат почти не попадает в общий кровоток, а значит, можно использовать высокие дозы, не боясь, что они навредят организму.
- Эмболизация – процедура, во время которой в сосуд, питающий опухоль, вводят микроскопические эмболизирующие частицы. Они закупоривают мелкие сосуды, опухоль перестает получать питательные вещества, кислород, и погибает.
- Химиоэмболизация – одновременное введение эмболизирующих частиц и химиопрепарата. За счет этого рак получает двойной удар.
Каковы показатели выживаемости при раке печени? Самый благоприятный прогноз при ранних стадиях, когда злокачественный процесс не распространился за пределы печени: пятилетняя выживаемость составляет 37%. Если появляются отдаленные метастазы, то этот показатель падает до 3%. Тем не менее общая пятилетняя выживаемость для всех стадий всё равно выше, чем при раке поджелудочной железы – 22%.
Канцероматоз брюшины: «горячая химиотерапия» способна продлить жизнь на годы
Внутри живота есть тонкая оболочка – брюшина. Она покрывает многие органы, выстилает стенки брюшной полости. При некоторых злокачественных опухолях раковые клетки попадают на поверхность брюшины и начинают «расползаться» по ней.
Это состояние называется перитонеальным канцероматозом, и оно сильно ухудшает прогноз. Чаще всего оно встречается при раке яичников, толстой и прямой кишки, желудка, поджелудочной железы, червеобразного отростка (аппендикса).
Обычно продолжительность жизни пациентов с канцероматозом брюшины составляет всего несколько месяцев, но современные методы лечения зачастую помогают ее сильно продлить.
Например, эффективен метод гипертермической интраперитонеальной химиотерапии (HIPEC). Суть лечения состоит в том, что хирурги удаляют все крупные опухолевые очаги, а затем брюшную полость промывают раствором химиопрепарата, нагретым до определенной температуры. Нагревание помогает уничтожать злокачественные клетки и параллельно усиливает действие химиопрепарата. При некоторых типах рака HIPEC способна продлить жизнь на годы.
Это лечение подходит не для всех: пациент должен быть в достаточно хорошем состоянии, чтобы перенести обширную операцию, не должно быть метастазов за пределами брюшной полости, и хирург должен быть уверен, что сможет удалить все опухоли, заметные для невооруженного глаза.
У некоторых пациентов, для которых не подходит HIPEC, можно применить другую процедуру – PIPAC. Во время нее химиопрепарат в брюшную полость подают в виде аэрозоля под давлением.
Как изменилась выживаемость? В среднем пациенты с канцероматозом брюшины живут 6 месяцев. HIPEC помогает продлить жизнь, при этом результат зависит от типа рака и некоторых других факторов. Например, если поражение брюшины было относительно небольшим, то после лечения пациент может прожить 30–60 месяцев (то есть до 5 лет). При раке желудка на поздних стадиях HIPEC увеличивает медиану выживаемости до 11 месяцев, при раке яичников – до 45 месяцев.
Рак на поздних стадиях: для пациентов появляется больше надежд
«Сложным» можно считать любой тип рака на поздней стадии, когда имеются отдаленные метастазы. Такую злокачественную опухоль уже нельзя полностью удалить из организма, добиться ремиссии. Но это не означает, что такие пациенты безнадежны.
Современные онкологи всё чаще относятся к неизлечимому раку как к другим хроническим заболеваниям, таким как артериальная гипертония, сахарный диабет, болезнь Альцгеймера. Несмотря на то что способов полностью излечиться не существует, можно держать течение болезни под контролем, чтобы пациент продолжал жить, нормально себя чувствовал, занимался привычными делами.
В онкологии появляется всё больше возможностей, чтобы реализовать данный подход. Это такие современные методики, как иммунотерапия (ингибиторы контрольных точек, использование иммунных клеток), таргетная терапия, противораковые вакцины, онколитические вирусы, радиофармпрепараты. Во всем мире, в том числе в России, ведутся активные разработки новых лекарств и методик.
Важную роль в онкологии играет и ранняя диагностика. Если возникли те или иные симптомы, нужно сразу обратиться к врачу, а если выявлена злокачественная опухоль – сразу, не откладывая, начинать лечение. Не стоит забывать и о скринингах – исследованиях, которые помогают выявить рак и другие болезни, пока нет симптомов. Это не означает, что нужно срочно делать «МРТ всего тела». Нужно посетить врача, который оценит персональные риски и составит оптимальную программу профилактических обследований.
Текст: Артем Кабанов
Фото: fizkes @123RF.com