Криминальная Уфа
Высший градус криминального беспредела девяностых годов в городе Уфе можно связать с делом угона автомобилей «Волга». Механизм кражи самого престижного отечественного автомобиля был прост. Сторожей-пенсионеров вневедомственной охраны связывали, после чего из гаража организации исчезала пара автомобилей ГАЗ-3102. При очередном нападении на гараж в соседних домах слышали крики, преступники без особых затей оглушили сторожа ударом по голове монтировкой и уехали на двух автомобилях «Волга». Через два месяца за угонщиками охотились уже четыре из восьми райотделов Уфы.
Кажется, в городе не осталось ни одной «Волги», у которой не были бы проверены номера кузова и двигателя. Но в активе милиции, кроме того, что преступников двое, угонялись всегда два автомобиля, ничего не имелось. В одну из ночей с субботы на воскресенье под удар был поставлен престиж власти республики. На этот раз дерзость бандитов, за ними уже числилось и убийство сторожа, перешла все границы. С гаража Верховного Совета республики по улице Пушкина угнали еще пару автомобилей ГАЗ-3102, прозванных в народе «членовозами». Перекрыли все выезды из города, в некоторых местах остановили движение, но автомобили как сквозь землю провалились. Милиция днем и ночью вроде работает, а практически ничего нет. Дело заварилось нешуточное. Сверху требовали немедленного результата. Начальник городской милиции Киекбаев волновался всё больше и больше, понимая, что на карту поставлена его карьера. Если бы в это время кто-то шепнул на ухо полковнику милиции, что через пару-другую часов угнанные автомобили находятся за пределами России, на территории соседнего государства, то он смело послал бы этого человека к черту, разумно предположив, что это слова идиота. Но в действительности всё обстояло именно так! А пока владельцам самых «крутых» отечественных автомобилей приходилось несладко, их останавливали через каждый квартал. Никакие доводы, что пять минут назад «Волгу» досматривали, работники ГАИ не слушали. Возник даже стереотип «Летучего голландца», похищенные автомобили после угона словно растворялись в воздухе. Милиция сбилась с ног, и вот очередной звонок в дежурную часть УВД. Патруль ГАИ обратил внимание на подозрительную автомашину. На требование остановиться водитель «Волги» только прибавил скорости. Началась погоня. С улицы Сельская Богородская преследуемая автомашина сделала крутой поворот в направлении федеральной трассы М-5. На всякий покой рации предупредили расположенный впереди пост милиции об опасном преступнике. На этот раз у милиции были все шансы на успех. Сотрудники Шакшинского КПМа остановили трейлер и перегородили проезжую часть. Через пять минут автомобиль ГАИ затормозил у Шакшинского КПМа. Дальше ехать некуда. Ловушка захлопнулась, но оказалась пустой. Фантастика! Самым большим скептикам было впору поверить в историю с «Летучим голландцем». Преследуемая автомашина «Волга», как бесплотное тело, растворилась в воздухе.
Утром следующего дня внимание уфимской милиции сосредоточилось в одном направлении. Если водитель угнанного автомобиля не поехал в направлении трассы М-5, то, следовательно, мог свернуть… Свернуть налево? На улицу Сосновская!
На другой день сонный пригород Уфы Максимовка был буквально нашпигован милицией и походил на муравейник. Уголовный розыск, участковые инспектора, патрульно-постовая служба, ГАИ носились вокруг и сталкивались друг с другом. Самые высокопоставленные из них проводили оперативку за оперативкой, правда, иногда они замолкали, так как услышать друг друга им мешал гул самолетов, взлетающих с аэропорта моторостроительного завода. Неизвестно сколько бы это продолжалось, пока одному из оперативников не пришло в голову заглянуть на территорию режимного аэропорта, при этом ему не пришлось даже доставать из кармана служебное удостоверение. Если флагман индустрии республики Башкирии «загибался», то его аэропорт работал в активном режиме. Здесь царила атмосфера необыкновенного оживления и правил закон, закон того, кто кого переплатит. Проклиная новые порядки, пассажиры выходили из самолета и рассаживались на траве у взлетной полосы, бизнесмен-толстосум, перекупивший рейс, в гордом одиночестве вылетал в нужном ему направлении. Для перевозки более габаритных грузов можно было заказать транспортный самолет АН-26. От догадки, которая его осенила, оперативник готов был крикнуть во всю глотку или стукнуть себя кулаком по лбу.
Использовать авиацию режимного аэропорта в преступных целях!? Надо же такое придумать. Удивляться и впрямь было чему. Кажется, сотрудники уголовного розыска на мгновение утратили реальное ощущение времени и места, происходящее напоминало сценарий к голливудскому триллеру. Реакция милиции напоминала залп ракет противовоздушной обороны. Раскрасневшиеся от страха и волнения пилоты поведали обо всех авиарейсах в Баку с автомобилями «Волга» на борту. На другой день задержали непосредственных угонщиков автомобилей, Олега и Игоря Макаровых. Ранее судимых братьев можно было смело тащить в участок, не опасаясь жалобы о незаконном аресте. Остается, к сожалению, констатировать, что два брата были чрезвычайно важными пешками, расположенными на центральных полях, но все же пешками. По вполне понятным причинам их арест не прошел мимо ушей других преступников. Несмотря на сотни улик, по трафарету того времени, заказчики уникального по своему исполнению преступления оказались недосягаемыми для закона. Как это ни печально, арест главарей банды – выходцев республики Азербайджан – остался сном, нереализованной мечтой уфимской милиции. Причины понять несложно. В то веселое и безумное время «парада независимых республик» шансы разыскать преступников за пределами России были равны нулю, говорит старший следователь прокуратуры Уфы Рамиль Ахунов, в производстве которого находилось уголовное дело. На этом простом основании владельцы никогда не увидели своих автомобилей. В качестве иллюстрации к уникальному преступлению богатое воображение может дорисовать картину. Когда в городе полным ходом шла операция «перехват» и милиционеры на каждом перекрестке Уфы досматривали автомобили, «Волги», удачным образом «сложив крылья», уже шуршали шинами за тридевять земель, весело сигналя клаксонами, ехали по улицам Баку, солнечного Азербайджана. Веселенький перелет, нечего сказать. Вот что бывает, когда преступники используют дальнею авиацию. Настоящее шоу! Это, конечно, впечатляет! Южный Кавказ – известное дело.
Ахунов Рамиль Габделисламович родился 19 марта 1957 года в селе Калмашбаш Чекмагушевского района Башкирии. Окончил десятилетку. Служба в армии, ракетные войска, город Харьков. Работал в Уфе на нефтеперерабатывающем заводе, заочно окончил юридический факультет БГУ. 1985 году следователь прокуратуры Орджоникидзевского района Уфы. Старший следователь прокуратуры Уфы. Вышел в отставку в 2024 году с должности с должности начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры республики Башкортостан. Старший советник юстиции. Почетный работник прокуратуры России. Заслуженный юрист РБ.
Автор: Ирек Муктасаров
Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого!