Санкт-Петербург всегда был городом строгим. Имперским. Правильным. С мундирами, чинами, порядком, полицейской бюрократией и холодной логикой. И кажется странным, что одной из главных заступниц этого города стала женщина, которую при жизни называли сумасшедшей, прокаженной, юродивой. Она ходила по улицам в мужской одежде, называла себя чужим именем и жила так, будто у нее вообще нет дома.
Но прошло больше двух веков, и поток людей к ее часовне на Смоленском кладбище не иссякает. Едут те, кто верит. И те, кто уже не знает, во что верить. И у каждого просьба. О здоровье. О семье. О жилье. О ребенке. О мире в душе. И многие говорят одно и то же - она быстро помогает. Почему так?
Ее полюбили еще до канонизации
Блаженную Ксению народ выбрал задолго до того, как Церковь официально прославила ее в лике святых. Это важная деталь. В ее почитании почти нет книжной торжественности. Там больше личного. По-домашнему. Ее зовут Ксенюшка. Любимая. Наша.
Наверное, потому что люди остро нуждаются в любви. А она, по воспоминаниям, помогала всем - не спрашивая, насколько человек церковный, насколько правильный, насколько достоин. И в этом есть что-то евангельское. В Писании сказано, что Бог повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми (Мф 5:45). То есть милость не всегда дается по заслугам. Иногда она дается, чтобы человек ожил.
Кто она была до подвига
О детстве Ксении известно немного. Даже биографических данных сохранилось мало. Но есть главная линия - она была воспитана в вере. А ее более достоверная история начинается с замужества.
Она вышла за Андрея Федоровича Петрова - полковника и певчего придворного хора. По тем временам это была завидная партия, почти гарантия спокойной, обеспеченной жизни. Им открывалась перспектива светской столицы. Но, судя по рассказам, они жили скромно, любили храм, молились, читали духовные книги. Тихое семейное счастье.
И потом случилось то, что ломает человека.
Внезапная смерть мужа и решение, которое не объяснишь логикой
Муж Ксении умер скоропостижно, без церковного покаяния. Для верующего человека XVIII века это было не просто горе. Это было потрясение, страх, ощущение, что любимый ушел неподготовленным.
И тогда Ксения принимает решение, которое окружающим кажется безумием. Она говорит, что Ксения умерла. А жив Андрей Федорович. И начинает называть себя его именем. Носит его мундир. Отказывается от имущества, раздает дом и вещи, становится странницей.
Если смотреть глазами мира, это выглядит как психическое расстройство от горя. Родные так и решили. И настояли на медицинском осмотре. Собрали врачей - проверить, в уме ли она. И врачи признали, что она не сумасшедшая. Она осознанна.
Вот здесь и появляется слово, которое многим непонятно - юродство.
Почему ее называли юродивой
Юродивый - это человек, который добровольно принимает на себя вид безумца ради Христа. Не потому, что ему нравится странность. А потому, что он отрекается от славы, статуса, комфорта и даже от человеческого уважения, чтобы жить только Богом.
В древней церковной традиции юродство считалось особым подвигом. Человек как будто выходит из привычных правил общества и этим обличает сам дух мира - гордость, богатство, тщеславие, гонку за удобством.
Но в Петербурге XVIII века это выглядело особенно вызывающе. Город был европейский, рациональный, хорошо организованный, и он не любил "странных". В то время духовное часто ценили ниже светского. Поэтому блаженная Ксения не просто была непонятной - она раздражала, ее осуждали, над ней смеялись. Отсюда и слова "сумасшедшая", "юродивая".
Как она жила и почему ее не тронули
Ксении было около 26 лет, когда она овдовела. Молодая женщина, одна, без дома, в опасном городе, где много приезжих мужчин, военных, торговцев, бродяг. Кажется, что ее должны были обидеть сразу.
Но люди замечали странную вещь - будто кто-то невидимо ее хранит. Она могла вести себя так, что к ней не подходили как к обычному человеку. В ней было то самое "блаженное" состояние - то есть не веселость, а внутренний мир, который гасит агрессию окружающих.
У нее не было постоянного жилья. Полиция даже следила за ней и выяснила, что ночами она уходила в поле и молилась до утра. Это трудно представить современному человеку, но именно так жили некоторые подвижники. И именно эта молитва стала ее силой.
🌿Человек привыкает к боли. Человек привыкает жить в каких-то новых условиях. Человек к многому может привыкнуть, к холоду и жаре, дождю и сильному ветру, но тяжело привыкнуть к людской жесткости, когда люди ненавидят друг друга, строят друг другу козни.
И всё ради чего? Ради этой временной жизни?
Вот, прочтите слова блаженной Ксении Петербургской, это просто плач... плач чистой души о любимом творении Создателя!
«Я привыкла к... продолжение читайте перейдя по ccылке https://t.me/molitvaikona/15678 в нашем телеграм канале
Как "безумная" стала всем нужной
Со временем жители Петербурга перестали видеть в ней только странность. Они начали замечать другое - ее помощь.
Она могла взять у человека какую-то мелочь, и потом этому человеку начинало сопутствовать благополучие. На рынке торговцы старались ей что-то дать, потому что боялись, что она не возьмет. Люди приходили к ней за исцелением. За помощью в жилье. За защитой в суде. За устройством личной жизни. И это не романтика. Это обычные человеческие нужды.
Житейский пример понятен каждому. Когда у человека все рушится, ему не нужна философия. Ему нужна надежда. Нужен кто-то, кто помолится и поддержит. И народ увидел в Ксении именно это - живую любовь и дерзновение к Богу.
Не случайно в молитвах к ней звучит мысль, что она как живая пребывает с нами. То есть святость не заканчивается смертью. В Евангелии сказано, что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мк 12:27). Это и есть вера Церкви - святые живы в Боге и молятся за нас.
Чудо с кирпичами и место рядом с храмом
Есть известное предание, что во время строительства храма на Смоленском кладбище Ксения по ночам таскала тяжелые кирпичи и поднимала их на высоту, чтобы строителям было легче. Люди подкараулили и увидели, что это делает она.
И еще одна важная деталь - она как будто заранее выбрала место своего упокоения рядом с этим храмом. Перед смертью сказала знакомой, что уезжает в далекое путешествие. И вскоре ее нашли на кладбище.
Сразу после ее кончины люди начали приходить к могиле. Это было народное почитание, которое пережило и сомнения духовенства, и синодальный холод, и советские запреты.
Почему ее почитали даже тогда, когда нельзя было
В советское время часовню закрывали, превращали то в мастерскую, то в склад, могилу забетонировали. Но поток людей не исчез. Они молились у стен. Писали записки, оставляли в щелях просьбы, прикладывались лбом к стене. Так появилась традиция писать Ксении письма.
И это тоже очень по-человечески. Когда не можешь зайти внутрь, ты ищешь хоть какую-то возможность быть услышанным. Как ребенок, который не может войти к матери в комнату, но стучит и оставляет записку под дверью.
Потом пришло церковное прославление. 6 июня 1988 года Ксения Петербургская была канонизирована. Но по сути, народ уже давно жил с ощущением, что она рядом.
Почему ее называли сумасшедшей, а мы называем святой
Современники называли ее сумасшедшей потому, что не могли объяснить ее выбор рационально. Мир привык считать нормальным то, что удобно. Дом, деньги, статус, уважение. А она отказалась от этого добровольно. Она стала "не как все". И за это получила насмешки.
Но Церковь знает другое мерило. Есть слова апостола Павла: Мы безумны Христа ради (1 Кор 4:10). Не в смысле болезни, а в смысле отказа жить по гордости мира. И подвиг Ксении как раз об этом.
Сегодня к ней идут те же люди, что и всегда. С обычными просьбами. И, возможно, главная причина ее любви народа простая - она не отталкивает. Она как будто говорит каждому: приходи. Ты не лишний. Ты можешь начать сначала. И если ты не знаешь, как молиться, просто попроси.
А дальше уже, как говорят почитатели, будет знак. Иногда тихий. Иногда быстрый. Но такой, после которого человек уходит от часовни уже другим.
Ваш Ангел-Хранитель и икона заступница по дням рождения.
У каждого есть свой Ангел-Хранитель и своя икона заступница, которая дается с рождения.
Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января, защитит икона Божьей Матери «Державная», а Ангелы-Хранители у них святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.
Родившихся с 21 января по 20 февраля охраняют святые Афанасий и Кирилл, а защитят их иконы Божьей Матери ... продолжение