А не замахнуться ли нам на Шерлока нашего Холмса? Давно хотела сравнить самые популярные и известные экранизации друг с другом и с книжным первоисточником. Дело это, отдаю себе отчет, непростое и весьма обязывающее – но я и не претендую на истину в последней инстанции, поделюсь только своими личными впечатлениями и соображениями. Начну в этой статье с книги, а потом в следующих публикациях обсудим фильмы и сериалы.
Как и у многих других наверняка, мое англофильство и европофильство в целом именно с Шерлока и началось. Это произошло в таком глубоком детстве, что и не помню, что было раньше – я прочитала рассказы или посмотрела экранизацию Игоря Масленникова. Скорее всего, увидела пару фильмов в новогодние праздники и потом раскопала в шкафу этот довольно увесистый том. Помню, там была «Собака Баскервилей» и несколько рассказов без внятной хронологии, но я это все прочитала взахлеб множество раз и буквально до дыр. Немного позже, когда я доросла до сериала Масленникова целиком и увидела историю в ее плюс-минус задуманной последовательности, поставила себе задачу немного этот хронологический хаос упорядочить – нашла и прочитала рассказы и повести в том порядке, в котором Конан Дойл их изначально и публиковал. Сейчас полагаю, что прочитала все – по крайней мере, в попадающихся мне разных сборниках разных издательств новые для себя рассказы уже давно не встречаю.
Все рассказы и повести – это литературная магия чистой воды, сколько бы мне не было лет, я проваливаюсь в них, как в кроличью нору, и вообще бы никогда не вылезала. Не знаю уж, как Конан Дойл это делал, но конечно, весь этот цикл был, по сути, одним из первых и наиболее успешных сериалов в истории человечества. Не зря истории о Холмсе без конца экранизируют аж с 1900 года, а уж сколько этих экранизаций всего было, просто невозможно сосчитать.
Немудрено – история в ее литературном первоисточнике идеально ложится на экран. В ней есть харизматичные главные герои, есть невероятно атмосферное и при этом довольно детальное окружение. Есть хрестоматийное и весьма внятное противостояние добра и зла. Есть динамика, есть равномерно чередующиеся друг с другом камерное и открытое пространства. Есть даже деликатно, но красиво прописанные love story. И все это – необыкновенно пластично, то есть поддается самым разнообразным трактовкам и интерпретациям без малейшего вреда для основной сюжетной линии и образа персонажей. По сути, это схема, каркас сценария, на который можно накрутить практически все, что угодно, в зависимости от смелости и фантазии режиссера. И накручивают, еще как накручивают, в чем-чем, а в этом недостатка не наблюдается.
При этом – восхитительный парадокс – серия рассказов и повестей обладает собственным, уникальным и неповторимым стилем и эстетикой. Мне вот там, например, почему-то всегда было темновато, а если на улице – то пасмурно. И если в рассказе вдруг отдельно упоминался разожженный камин или горящие свечи, или рассвет, или внезапно вышедшее из-за облаков солнце, то этот свет сиял в моем воображении так ярко, что все детали и черты лиц героев рисовались с предельной отчетливостью. Мне до сих пор иногда снятся груда потемневших от времени и воды сокровищ Месгрейвов или волосы и синее платье Вайолет из «Медных буков», хотя я ни в одной экранизации этих рассказов не видела – все образы создала при чтении в своей голове.
Никогда до Конан Дойла (да и после весьма нечасто) я не читала прозы, где взаимоотношения основных героев друг с другом были бы переданы настолько схематично, но при этом глубоко и явственно одновременно. Это же просто чистый восторг – перечитывать и вдруг, на десятый-двадцатый раз, останавливаться на какой-то реплике и мысленно говорить себе: «Аа. Ааааа!». Буквально несколько слов – а ты, умудренный каким-то своим жизненным опытом – вдруг начинаешь понимать оттенки чувств, мысль о существовании которых тебе бы раньше и в голову не взбрела.
Только спустя много лет после детства, например, я увидела линейку женских образов, так сказать, во вкусе Шерлока – самостоятельных, независимых, образованных, предприимчивых, и при этом добрых и порядочных женщин. Не был он чужд романтике, как думало о нем его окружение и мы сами – просто такие женщины ему в жизни практически не попадались. Или были несвободны, или сильно моложе или старше – ну не везло. А попалась бы, уж поверьте, он женился бы и глазом не моргнул, получил бы помощницу и напарника не хуже Ватсона. В целом, у Конан Дойла женщины выглядят намного лучше мужчин, и его герой всегда оценивает их по достоинству.
Или вот ритуалы, которыми Холмс обожает себя окружать – всякие приятные привычки, чай по расписанию, театр и все такое. Они упорядочивают пространство вокруг сыщика, делают его мир уютным и надежным – устойчивым тылом в мире, полным зла, коварства и потерь. Пора признаться, что нам нравится Бейкер-стрит не только потому, что там виртуозно раскрывают тайны страшнейших преступлений. А потому, что это – непревзойденный островок уюта, комфорта и душевного тепла. И там в книгах полно всего такого, и с каждым прочтением раскрывается все больше и больше.