Зачем нужен вездеход? Кому‑то для работы, кому‑то для участия в научной экспедиции. Многие покупают такие машины просто чтобы получать удовольствие. И это не обязательно месяц или два в автономке. Существуют и другие форматы приключений, например, просто на выходные. И для этого не обязательно ехать на край земли.
Рассказывает вдохновитель нашего выезда Павел Норкин, руководитель сервис-центра “СервисШерп”, организатор внедорожных путешествий и экспедиций с многолетним опытом:
“С чего начинается вездеходинг? Казалось бы, достаточно пойти и купить вездеход. Но на самом деле, главное — найти людей, с которыми будешь кататься и путешествовать. На базе “СервисШерп” у нас сформировался активный коллектив именно для этого. Эти выезды мы называем просто — «экспедиция выходного дня».
Кто-то скажет, что термин “экспедиция” тут не применим, но можно поспорить. Любая экспедиция должна выполнять цели и задачи. В экспедиции выходного дня на вездеходах, цель участников — вагон эмоций, задачи — собственные открытия.
Старт — из села Рождествено Калининского района Тверской области. Участники — на вездеходах “Шерп” и “Архант”. Цель — пройти по периметру болотного массива Оршинский мох. Пройти этот маршрут в ноябре можно только на вездеходе. Когда-то тут велись активные торфоразработки, а сейчас тут появляются только охотники за дичью и клюквой, а еще — вездеходчики.
“Это место расположено буквально в полутора часах езды от Москвы. Мы поехали большой колонной вездеходов, чтобы понять, кто готов к дальнейшим серьёзным походам. За два дня проехали около 120 километров и обошли по периметру болотный массив — Оршинский мох.”
Дорога в темноте к лагерю на берегу озера Песочное была непростой — но так и было задумано, чтобы участники “наприключались” еще до первой ночевки. Глубокие колеи, в которых способен прилипнуть любой вездеход, вынуждали нас даже использовать лебедку, что для вездеходов “Шерп” — редчайшая ситуация. Тем не менее, добрались удачно.
“У нас родилась идея «экспедиции выходного дня. Можно долго говорить, что мы собираемся в экспедицию, , а можно просто поехать — мы так и сделали. В этом году прошли маршрут Кадуй — Бокситогорск, и хотим довести его до Санкт‑Петербурга, чтобы получить полноценный трек: “Череповец — Санкт‑Петербург”. Буквально на прошлых выходных закончили маршрут “Тверь — Кашин”. Как доехать из Твери до Оршинского мха — все знают. А как доехать с Оршинского мха до Кашина — теперь знаем мы. В следующем году у нас запланирован маршрут: Кашин — Бежецк — Максатиха — Пестово. Это нужно, чтобы связать его с треком, который мы проехали в этом году — Череповец — Санкт‑Петербург. “ — рассказывает Павел Норкин.
“Наша основная идея — путешествовать в своё удовольствие на вездеходах. Вездеходы дарят не эмоции, а просто другую жизнь”, считает Павел. Если что, с ним я абсолютно согласен.
Вечер в лагере на берегу озера посреди нигде — время для душевных посиделок, или медитации в одиночку.
У меня ощущений еще больше — ребята ночуют в теплых вездеходах, я же — в палатке. С пуховым спальником и двумя ковриками — это не проблема, а приключение.
Лагерь потребляет немало электричества. Для этого у нас, конечно, есть и генератор, но лучше “чиллить” в тишине.
Поэтому для отопления шатра, светового столба и всей прочей техники используем “электростанцию” Berkut с дополнительным аккумуляторным блоком. Мощное многофункциональное устройство, выдающее 1.5 кВт в номинале на 220 вольт.
Емкость основной батареи — 1408 ватт-часов, дополнительного модуля — 1548 ватт-часов. Два дня работы “вебасты”, светового столба на мощности 100 Ватт, потребляющего 180 Вт ноутбука и прочих устройств, разрядили батарею лишь чуть больше, чем на половину. При этом полная зарядка обеих батарей заняла немногим больше часа (потребляемая мощность при зарядке очень высока, это 1500 Ватт).
Еще одно полезное устройство — автономный кемпинговый фонарь той же марки. Состоит из трех отдельных модулей, с общей солнечной батареей. Спокойно работает целую ночь на достаточной мощности.
Вкусный завтрак, благо, у нас с собой не только плита, но и пара грилей, мчим дальше на болото.
В процессе преодоления пространства и времени, в который раз убеждаюсь: вездеход даёт совершенно другую степень свободы: у него проходимость гораздо интереснее, чем у любого внедорожника.
Эмоции тут не от скорости или резких маневров — а от того, что ты просто едешь туда, куда хочешь. Надежный вездеход и отличная компания гарантируют: вы побываете в таких местах, куда не доедете на обычном внедорожнике.
Павел согласен со мной отчасти: “Если умеешь ездить на внедорожнике по бездорожью, то проедешь почти везде. Вездеход снижает требования к скиллу: по абсолютному бездорожью можно уверенно передвигаться в кроксах, а не в вейдерсах.”
Изюминка маршрута следующего дня — проезд, а точнее, заплыв по самому крупному каналу бывших торфоразработок. Когда то тут была целая гидросистема, регулирующая обводнение торфяных масс — но теперь совсем ничего не осталось, кроме редких ржавых артефактов. Удивительно, как быстро природа забрала свое…
Осенние краски пасмурно скупы, но монументальны. Сплошное единство с вечностью под мерный рокот малокубатурного дизельного двигателя.
Под ногами — нежный ковер из мокрого мха, на котором тут и там томно поблескивают рубины зрелых ягод клюквы.
Вездеходы, булькая шинами, не спеша плывут, ползут в направлении цивилизации. Хорошо, что не слишком быстро. Возвращаться в реальность не хочется.
Вот и конец трехдневного маршрута. Впереди у участников — рабочие будни, начинающиеся со стаканчика “флэт-уайт” в кафе бизнес-центра и бесконечных совещаний и решений. Но все это можно перетерпеть, ведь в следующие выходные — новый вездеходный выезд.