Найти в Дзене
Виталий Владимирович

Нормальный человек власти не желает. Следовательно, власть всегда у ненормальных 🧐

Не помню, кто сказал эту фразу, но мне захотелось написать эссе по этому поводу. Цитата только на первый взгляд кажется кухонным цинизмом. Если вдуматься, в этом кроется системный изъян самого человечества. Власть - это радиация. Она облучает совесть, выжигает личное время и требует постоянного участия в играх, где честность считается слабостью, а эмпатия - фатальной уязвимостью. Нормальному человеку, который хочет просто жить, созидать и спать спокойно, всё это кажется каким-то липким абсурдом. К чему, например, мне растрачивать годы на попытки сломить чужую волю, когда можно посвятить их полноте бытия? В жажде распоряжаться другими судьбами я вижу не силу, а скорее зияющую внутреннюю брешь, которую человек отчаянно пытается заделать за счёт контроля над окружающими. Проблема в том, что сама структура любой иерархии работает как сепаратор. На пути к вершине расставлены ловушки, которые нормальный человек просто не захочет обходить. Там, где я остановлюсь, чтобы не переступить через св

Не помню, кто сказал эту фразу, но мне захотелось написать эссе по этому поводу. Цитата только на первый взгляд кажется кухонным цинизмом. Если вдуматься, в этом кроется системный изъян самого человечества. Власть - это радиация. Она облучает совесть, выжигает личное время и требует постоянного участия в играх, где честность считается слабостью, а эмпатия - фатальной уязвимостью. Нормальному человеку, который хочет просто жить, созидать и спать спокойно, всё это кажется каким-то липким абсурдом. К чему, например, мне растрачивать годы на попытки сломить чужую волю, когда можно посвятить их полноте бытия? В жажде распоряжаться другими судьбами я вижу не силу, а скорее зияющую внутреннюю брешь, которую человек отчаянно пытается заделать за счёт контроля над окружающими.

Проблема в том, что сама структура любой иерархии работает как сепаратор. На пути к вершине расставлены ловушки, которые нормальный человек просто не захочет обходить. Там, где я остановлюсь, чтобы не переступить через свои принципы, "амбициозный" перепрыгнет и пойдёт дальше. У человека с раздутым эго колоссальный запас энергии - это энергия вечной неудовлетворённости. Ему всегда мало, ему нужно подтверждение своего величия через покорность окружающих. К тому же власть требует способности принимать решения, от которых страдают тысячи. Нормального человека такая ответственность раздавит, а "ненормальный" назовёт это "необходимыми издержками" и пойдёт ужинать в дорогой ресторан.

В итоге мы получаем парадокс: те, кто идеально подходит для управления (мудрые, осторожные, сопереживающие), категорически не хотят этим заниматься. А те, кто рвётся к рулю, часто имеют психологический профиль, по которому плачет учебник по девиантному поведению. Самое страшное здесь не то, что власть захватывают тираны, а то, что мы сами создали среду, где по-другому почти не бывает. Мы привыкли ждать "сильного лидера", не понимая, что "сила" в политическом смысле часто является синонимом отсутствия тормозов.

Если мы не хотим вечно ходить по кругу от одной диктатуры к другой, нужно менять не людей, а архитектуру самого влияния. Власть должна перестать быть "троном" и стать сервисной функцией, как работа системного администратора. Когда каждый шаг становится прозрачным и подотчётным, "ненормальным" становится неуютно - им нужна мутная вода и ореол таинственности. Настоящая свобода общества наступит тогда, когда нормальному человеку не нужно будет идти во власть, чтобы защититься от тех, кто в этой власти находится. Пока же мы считаем власть чем-то сакральным, мы продолжаем кормить тех, кто питается нашим подчинением. Во всяком случае, мне очень хочется верить, что выход из этого тупика существует, иначе история человечества так и останется историей болезни.

(с) Виталий