«Он всегда порывался на великие дела. И не было земли на Руси, которая бы не хотела его иметь у себя и не любила его. И не может вся земля русская забыть доблести его», – так отзывался летописец о Мстиславе Мстиславиче Удалом (1176 (?) – 1228 гг.).
Отважный, энергичный, харизматичный князь, он за свою жизнь правил в Триполье, Торопце, Новгороде, Галиче, Торческе. Он женился по расчету на средней дочери половецкого хана Котяна Сутоевича, которая в крещении приняла имя Мария.
К сожалению, летописи не сохранили сведений об их семейной жизни. Вероятно, она протекала в устоявшихся рамках патриархальных традиций. Муж воевал, а жена занималась семьей. Мария родила 3 дочерей и 5 сыновей: Василия, Мстислава, Ярослава, Изяслава, Юрия. Как сложились их судьбы?
Благочестивый первенец
К сожалению, летопись только 2 раза упоминает о его первенце Василии (умер в 1218 г.). В 1217 году Мстислав, уезжая в Киев, оставил его с матерью в Новгороде, а уже в следующем году он умер в Торжке от болезни.
Для супругов его смерть стала страшным горем. Ведь это был их первый сын-наследник, на которого Мстислав возлагал большие надежды. Возможно, супруги нашли некоторое утешение в том, что в это же время сумели удачно выдать замуж младшую дочь Анну; ее супругом стал энергичный, харизматичный волынский князь Даниил Романович.
Очевидно, Василий был очень хорошим человеком, раз с 1439 года он стал почитаться как местный, новгородский святой. Его имя внесено в «Описание о российских святых» (составлено в конце 17–18 вв.), а в 1981 году церковь включила его в Собор Новгородских святых.
Участники Киевского съезда
О жизни Мстислава и Ярослава ничего неизвестно, кроме того, что они участвовали в съезде в Киеве в 1231 году. Что это было за событие? К сожалению, сведений о его решениях не сохранилось. Известно только то, что князья собрались во время поставления Кирилла на епископскую кафедру в Ростове.
Но очевидно, что на этом съезде решались и наболевшие политические вопросы из-за очередных междукняжеских раздоров. Тогда последовало примирение князя Михаила Черниговского и зятя Мстислава Мстиславича – сына Всеволода Большое Гнездо Ярослава Всеволодовича (был женат на первой дочери Удалого – Феодосии), которые боролись за Новгород.
А киевский князь Владимир Рюрикович вступил в союз с Даниилом Романовичем. А какое отношение эти события имели к сыновьям Мстислава Удалого? Об этом можно только догадываться. Но очевидно, что они не просто так присутствовали на этом собрании.
Ведь его главными участниками были мужья их сестер; очевидно, их присутствие считалось необходимым во многом благодаря громкому имени их отца. Но совершенно очевидно, что они ни на что не влияли, их решения не имели принципиального значения.
Конфликтный наследник
Несколько больше сведений сохранилось об Изяславе. Очевидно, его отношения с удалым отцом складывались не самым лучшим образом, потому что он еще при его жизни вместе с лидером оппозиции Жирославом уехал в Венгрию.
Но он все-таки не стал изгоем: в 1231 году Даниил Романович – муж его сестры Анны – уже после смерти Мстислава Удалого передал ему и его братьям Торческ – город-крепость на Поросской оборонительной линии (Киевская область).
Этот город Даниил получил от киевского князя Владимира Рюриковича в благодарность за помощь в обороне Киева. В том же году Изяслав вместе с Мстиславом и Ярославом участвовал в съезде в Киеве.
К сожалению, ни получение Торческа, ни участие в примирительном собрании князей не удержало Изяслава от междоусобной борьбы. Судя по всему, он вместе с Михаилом Черниговским затеял борьбу с Даниилом Романовичем, разбил его, взял Киев и пленил своего дядю – Владимира Рюриковича.
Не удовольствовавшись этим, он через несколько лет взял наследственный город Даниила – Галич. В этой борьбе он обратился за помощью к эмиру Куремсе, но получил отказ, так как последний не был заинтересован в смене власти в Галиче.
Однако Изяслав недолго торжествовал победу: вскоре он сам был пленен Романом Даниловичем – сыном Даниила Романовича. Сведений о личной жизни четвертого сына Мстислава Удалого не сохранилось.
Неизвестный Юрий
Еще меньше информации сохранилось о младшем сыне Мстислава – Юрии (умер после 1232 г.). Только Новгородская I летопись упоминает, что он был посажен своим зятем – Ярославом Всеволодовичем во Пскове. Хотя не все историки признают достоверность этого факта. Почему?
Дело в том, что в упомянутом летописном сообщении не указано отчество Юрия. На этом основании некоторые исследователи считают, что Ярослав Всеволодович посадил во Пскове не сына Мстислава Удалого, а своего другого шурина – Юрия Ингваревича, брата третьей жены, Феодосии Рязанской.
Но это – неточные сведения, так что Юрий Мстиславич остается еще одним теневым наследником Мстислава Удалого.
К сожалению, ни один из сыновей Мстислава не стал его преемником. Ведь он не создал свою вотчину, потому что из-за неугомонного характера постоянно искал перемен. Он переезжал с места на место, участвовал в междоусобных распрях и в битвах с чужими захватчиками, но не стал хозяином-главой семьи. Неудивительно, что при таком образе жизни его сыновья остались в тени истории.
На склоне лет князь фактически остался один на один со своими проблемами, которых накопилось немало. Ему пришлось бороться за Галич, на который посягали его зятья – Даниил Романович Волынский и венгерский королевич Андраш. Как же так получилось, что самый энергичный, предприимчивый князь удельной Руси фактически остался без прямого наследника?
Ведь помимо храбрости и личной харизмы он отличался рассудительностью и, казалось, должен был, в первую очередь, позаботиться о преемстве власти. Может, этот отважный князь, который всю жизнь провел в седле, не уделил сыновьям достаточно внимания? Или плохо их воспитывал?