Все началось в школе Куинтон Кинастон, расположенной в северном Лондоне, на Финчли-роуд 4 мая 72-го. Около двухсот ребят возрастом от одиннадцати до шестнадцати лет взбунтовались. Они объявили забастовку в знак несогласия с порядками и правилами, царившими в учебном заведении. Недовольные едой в столовой, практикой телесных наказаний и старомодной формой, протестующие школьники ушли из школы, не представляя, что будут делать дальше.
Директор школы мистер Эверест-Филлипс заявил журналистам, что ребятам предлагается разнообразное меню, а случаи телесных наказаний очень редки и незначительны. К тому же он подчеркнул, что летняя форма ограничивается только пиджаком.
Через пару дней восемнадцатилетний Стив «Джинджер» Финч, ученик школы Резерфорд, что в районе Мэрилебон, собрал демонстрацию, в которой участвовали около шестидесяти человек из его школы и близлежащей женской — Сары Сиддонс. Собравшись в Паддингтон-Грин, они двинулись маршем на восемь миль, чтобы привлечь внимание общественности и заручиться поддержкой учащихся других учебных заведений.
Заметным эпизодом стало выступление за "власть учеников", организованное Союзом школьных действий. Лидером движения был тот самый Стив “Джинджер” Финч, самопровозглашенный марксист. В протесте участвовало около 800 человек. Их разогнали, а Финча арестовали за неподчинение полиции.
17 мая 1972 года Лондон был полон ритмами маршей, песнями и требованиями свободы. Союз школьного действия совместно с Национальным союзом школьников провели огромный марш. На сей раз около десяти тысяч учеников Лондонских грамматических, средних и общеобразовательных школ вышли на улицу, выражая возмущение устоявшимися за века традициями национального образования: Нет трости!!
Они шествовали мимо величественных зданий Вестминстера, оставляя позади парящие облака лозунгов и плакатов. Молодежь и подростки громко заявили о своем нежелании и далее быть поротыми. Это был голос поколения, жаждущего перемен, отказывающегося мириться с устаревшими правилами своих предков, бюрократией взрослых и тростью учителей.
Протестующие парализовали центр Лондона, где полиция пыталась сдержать толпу. Попытка захватить Трафальгарскую площадь провалилась. Школьников разогнали по улицам Лондона, а организаторов задержали. Всего около двадцати школьников были арестованы, а одна четырнадцатилетняя девочка получила травмы.
Да, учащиеся не требовали мороженного, колы или отмены нежелательных уроков. Нет, они выдвигали сразу несколько вполне конкретных требований. Каждое из которых отражало буквально наболевшие и, без сомнения, вожделенные аспекты их повседневной жизни в школе:
Многие школьники жаловались на низкое качество еды, подаваемой в школьных столовых. По их мнению, пища не соответствовала желательным стандартам и нередко вызывала различные расстройства пищеварения. Ученики требовали улучшения меню, они просто хотели есть вкусно и безопасно!!
Еще одним и даже более важным требованием было полное прекращение практики физических наказаний, применявшихся учителями к ученикам за любые нарушения дисциплины. Молодежь и подростков просто пороли тростью, по чем зря.
Молодые люди, в отличие от многих немолодых, почему-то считали столь традиционные методы, буквально скрепы образования, положенного в основу национального превосходства, унижающими человеческое достоинство. Да и неэффективными с точки зрения педагогического воздействия, к тому же. Школьники призывали власти запретить трость раз и навсегда.
Третье требование было не менее категорично, и касалось оно отмены строгих правил относительно обязательного ношения школьной формы. Ученики заявляли, что старый подход ограничивает свободу самовыражения и индивидуальность каждого. Они требовали дать возможность самим решать, какую одежду носить, при условии соблюдения общих норм приличия и уважительного отношения друг к другу.
Министр образования Маргарет Тэтчер отказалась разрабатывать рекомендации для местных властей на основе требований протестующих детей. Школьники, которые принимали участие в протестах, столкнулись с серьезными последствиями, включая исключение, отстранение от занятий и опять трость.
Предпринимались попытки сорвать демонстрации: у организаторов акций были украдены документы представителями прессы, а Управление образования Внутреннего Лондона рассылало письма родителям, призывая их не разрешать детям участвовать в забастовках.
В дни протестов некоторые директора просто запирали учеников в школах. Однако эти тоже довольно традиционные методы не остановили волну возмущений среди молодежи. Напротив, привлекли внимание взрослый общественности. Кстати, тоже когда-то поротой, знавшей трость не понаслышке, а других в Великобритании — Империи, над которой когда-то никогда не заходило солнце, и не было вовсе. Секли то ведь всех. Независимо от пола и происхождения.
В конечном итоге действия школьников привели к значительным изменениям в законодательстве. Через два года после начала массовых выступлений в 1974 году британский парламент принял закон, полностью отменивший телесные наказания в государственных школах Лондона.
Да и требования об улучшении питания нашли отражение в политике государства, направленной на повышение качества продуктов питания в школьных столовых. Эта реформа получила широкую поддержку общества и постепенно распространилась на другие графства Королевства.
Разве Британия спешит, нет, она традиционно меняется постепенно. А потому лишь к концу XX века телесные наказания окончательно исчезли из всех британских образовательных учреждений благодаря закону, принятому в 1998 году, который и закрепил полную защиту прав детей на неприкосновенность личности.