Виктор Борисов-Мусатов является одним из ярких представителей русского символизма и в целом русской живописной школы конца XIX и начала XX века. Его творчество оказало заметное влияние на последующее поколение художников.
Мой интерес к символизму возник не сразу. Он появился после выставки «Русский символизм: от Врубеля до Ларионова» в Нижегородском государственном художественном музее на площади Минина и Пожарского, где была представлена живопись и графика из собрания Валерия Александровича Дудакова. Тогда я неожиданно для себя поняла, что почти полностью равнодушна к работам символистов. Но именно это ощущение и стало отправной точкой. Мне захотелось разобраться, почему символизм меня не затрагивает.
С новым взглядом я пересмотрела работы художников этого направления и постепенно выделила для себя одного автора. Им стал Виктор Борисов-Мусатов.
Немного биографии
Виктор Борисов-Мусатов родился в 1870 году в Саратове. В раннем детстве он получил травму спины, из-за которой у него со временем образовался горб. Это сильно осложняло жизнь художника и именно живопись стала для него способом преодолевать трудности.
Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве.
В четырнадцать лет Виктор поступил в Саратовское реальное училище, где сразу проявил себя на уроках рисования. Его талант заметили педагоги Василий Коновалов и Фёдор Васильев, которые рекомендовали ему продолжить обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1890 году Борисов-Мусатов поступил туда.
Однако система обучения в Москве ему не подошла. Многое из того, чему учили преподаватели, он уже освоил в Саратове, поэтому в 1891 году художник перевёлся в Петербургскую Академию художеств. При поступлении он представился как Борисов-Мусатов. Вторая часть фамилии была производной от имени деда, Бориса Мусатова, и именно так он впоследствии подписывал свои работы.
Параллельно с занятиями в Академии Борисов-Мусатов посещал частную мастерскую Павла Чистякова, педагога, воспитавшего целую плеяду выдающихся художников, среди которых Виктор Васнецов, Илья Репин, Василий Суриков, Михаил Врубель и Валентин Серов.
С 1895 по 1897 год художник жил в Париже, где обучался в мастерской Фернана Кормона. Во Франции он осваивал классические приёмы рисунка и живописи, изучал технику и много работал в музеях и галереях, знакомясь с произведениями признанных мастеров.
Мои художественные горизонты расширились, многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах.
Символизм и женские образы в живописи Виктора Борисова-Мусатова
В 1898 году тяжёлое финансовое положение вынудило Борисова-Мусатова вернуться в Россию. За время его отсутствия художественная жизнь страны заметно изменилась. Символизм занял прочное место в живописи, а на смену передвижникам пришли художники нового круга, такие как Михаил Врубель, Исаак Левитан, Валентин Серов и другие, для которых важным стало обращение к внутреннему миру через образ и символ.
Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов вступил в самый плодотворный период своего творчества. Всё увиденное, пережитое и осмысленное за годы учёбы и путешествий, а также интерес к новым художественным поискам нашли отражение в его работах.
Одной из первых и ключевых картин этого времени стал «Автопортрет с сестрой» 1898 года. В этом произведении впервые появляется женский образ, который впоследствии станет центральным и узнаваемым мотивом творчества художника. Картина одновременно подводит итог его французскому опыту и обозначает формирование собственного, легко узнаваемого стиля.
Ещё одной важной чертой искусства Виктора Борисова-Мусатова стало острое чувство утраченной прекрасной эпохи. Его живопись наполнена тихой ностальгией, мечтательностью и ощущением времени, которое уходит безвозвратно. Это чувство не было для художника абстрактным или умозрительным, напротив, оно обрело вполне конкретное пространство и образы.
С 1901 по 1903 год Борисов-Мусатов несколько раз посещал старинное имение князей Голицыных-Прозоровских в Зубриловке вместе с сестрой Еленой Эльпидифоровной и невестой Еленой Владимировной. Усадьба и парк постепенно приходили в запустение из-за отсутствия хозяев, и именно здесь художник особенно остро прочувствовал уходящую «прекрасную эпоху», которая вскоре стала центральной темой его творчества.
Во время одной из поездок в Зубриловку Борисов-Мусатов создаёт одну из самых узнаваемых своих работ — «Водоём», признанный шедевр русской живописной школы.
Моделями выступали сестра художника Елена и его невеста Елена Владимировна Александрова. Они были для него не просто спутницами и поддержкой во время поездок, но и главными участницами нового творческого изыскания. Почти на всех полотнах этого периода они появляются как ключевые женские образы, задающие настроение и тему произведений.
Ещё одной важной моделью стала подруга художника со времён Московского училища — Надежда Станюкович. В память о ней Борисов-Мусатов написал полотно «Реквием», которое стало одной из последних работ художника.
На картине «Реквием» Надежда изображена в центре череды женских фигур. Художник выделяет её с помощью белого наряда, который резко контрастирует с одеждой других героинь — голубыми, зелёными, песочными и розовыми тонами. Отличается она не только цветом, но и ракурсом: её тело изображено фронтально, однако голова не повернута к зрителю. Длина платья у неё короче, что позволяет увидеть белоснежные туфли, а также подчеркнуть движение — левая нога полностью опирается на дорожку, правая касается её лишь утонченным носком.
В то время как остальные персонажи кажутся статичными из-за того, что положение их ног скрыто, именно героиня в белом задаёт динамику композиции. Всё движение полотна сосредоточено на ней — шаг, едва заметный, но точный, создаёт ощущение жизни, присутствия и внутреннего напряжения, отличающее её от остальных фигур.
Однако произведение «Реквием» многогранно и обладает несколькими уровнями смысла. Помимо очевидного — прощания с ушедшей из жизни Надеждой Станюкович — в нём есть и более широкие подтексты. В ней мы видим тоску и прощание с уходящим миром русского дворянства, которое к 1905 году уже переживало значительные изменения.
Вскоре, в том же 1905 году, Виктор Борисов-Мусатов умер на даче Цветаевых в Тарусе после тяжёлой простуды, полученной на Оке во время лодочной прогулки.
Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребни…
Картины Борисова-Мусатова периода 1898–1905 годов стали классикой русского символизма и вдохновили следующее поколение художников. Именно опираясь на его работу, саратовские художники объединились в художественное объединение «Голубая роза», продолжив его поиски красоты, света и тонкой поэзии в живописи.
О том, что такое символизм и в чем заключается идея данного течения можно прочесть в этой статье: