Найти в Дзене

Россия от моря до моря: чукотская байдара - сохранение традиций

Отделение Русского географического общества в Чукотском автономном округе, г. Анадырь. Чукчи и эскимосы, населяющие побережья Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей, испокон веков занимались промыслом морских животных: китов, моржей, лахтаков, нерп. Без этого занятия трудно представить их выживание в суровых условиях Крайнего Севера. Обладание подходящими для этого морскими судами, от каяков и маленьких байдарок до больших промысловых байдар, обеспечивало родовым общинам возможность избежать голодной смерти. Славились они и мастерами, умеющими из стволов деревьев, выброшенных после сильных штормов на берег, изготовить элементы будущих лодок: киль, штевни, шпангоуты, стрингеры и так далее. В ход порой шли и кости морских животных. Умело выделывали для обтяжки каркасов будущих байдар шкуры добытых моржих. Их уходило на одну промысловую байдару от двух до трех штук. В советские времена во многих национальных селах были построены фермы для разведения песцов, мех которых был попу

Отделение Русского географического общества в Чукотском автономном округе, г. Анадырь.

Чукчи и эскимосы, населяющие побережья Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей, испокон веков занимались промыслом морских животных: китов, моржей, лахтаков, нерп. Без этого занятия трудно представить их выживание в суровых условиях Крайнего Севера.

Обладание подходящими для этого морскими судами, от каяков и маленьких байдарок до больших промысловых байдар, обеспечивало родовым общинам возможность избежать голодной смерти. Славились они и мастерами, умеющими из стволов деревьев, выброшенных после сильных штормов на берег, изготовить элементы будущих лодок: киль, штевни, шпангоуты, стрингеры и так далее. В ход порой шли и кости морских животных. Умело выделывали для обтяжки каркасов будущих байдар шкуры добытых моржих. Их уходило на одну промысловую байдару от двух до трех штук.

Автор фото - Сертун Владимир. Анадырь. Домой, пробиваясь во льдах.
Автор фото - Сертун Владимир. Анадырь. Домой, пробиваясь во льдах.

В советские времена во многих национальных селах были построены фермы для разведения песцов, мех которых был популярен в 60-70-х гг. прошлого столетия. Для кормления сотен животных требовалось много мяса. Стало быть, и лодок, приспособленных для охоты на морского зверя, требовалось достаточно, чтобы обеспечить план добычи, удовлетворяющий растущий спрос для звероферм. Для этого идеально подходили большие и надежные деревянные вельботы, имеющие хорошую грузоподъемность, отличные мореходные качества и возможность установки мощного двигателя. Это к тому же повышало безопасность плавания.

Уже в самом начале 70-х годов прошлого века традиционные для береговых поселений байдары постепенно уступили место вельботам. Мастерство изготовления кожаных байдар, не будучи востребованным, постепенно забывалось.

о в одном из сел Восточной Чукотки, Сирениках, использование тяжелых вельботов является затруднительным, особенно при волнении на море. Село зажато между двух скал, а у берега, круто уходящего в море, постоянно образуются прибойные волны. Поэтому посадка в вельбот и высадка из него требуют высокой слаженности действий не только экипажа, но и тех, кто провожает или встречает судно, принимая или отдавая швартовые.

Именно сюда в июне 1988 г. прибыла группа молодых мужчин, движимых идеей построить настоящую чукотско-эскимосскую байдару и пройти на ней вдоль всего побережья Чукотки – с юга на север и с востока на запад. Впрочем, в глобальных планах была задача достичь однажды на двух-трех байдарах берегов далекой Гренландии. С первой задачей экипаж из восьми человек частично справился. Увы, в полном объеме совершить первый переход не удалось. Льды преградили наше продвижение к намеченной цели на мысе Дежнева. Прямо под скалой, на которой возвышается на постаменте бюст знаменитого мореплавателя, мы, члены нашей первой этнографической экспедиции, названной «Чукотка», вынуждены были взять обратный курс и возвратиться к месту старта.

Ободренные успехом, весной 1989 г., мы построили уже три промысловые байдары. В экипажи байдар вошли представители как России, так и США. Согласно договоренности, в каждой из трех байдар половину экипажа составляли коренные жители – эскимосы Чукотки и Аляски. Вторая экспедиция получила название «Пилликен». В ходе этой экспедиции, длившейся около трех месяцев, был совершен переход с посещением всех сел, расположенных вдоль берегов Чукотки, от поселка Провидения до села Уэлен. Далее, минуя остров Ратманова, путь пролегал на американский остров Малый Диомид, который находится всего в четырех километрах от острова Ратманова. Эскимосы Малого Диомида устроили по случаю прибытия наших байдар большой концерт. Примечательно, что дата прибытия совпала с Днем независимости Америки. Потом на пути было много дружественных встреч: в Уэльсе на мысе принца Уэльского, в Номе и Порт-Кларенсе, в Савунге и Гембеле на острове Святого Лаврентия.

Посетив остров Святого Лаврентия, члены экспедиции с российской стороны благополучно возвратились в поселок Провидения.

Радушие аборигенных жителей Америки мы ощущали и в экспедиции «Пилликен-2» в 1990 г., оказавшейся, к сожалению, из-за позднего оформления документов на въезд в США самой короткой. Мы тогда пересекли Берингов пролив на двух байдарах, имея на борту каждой всего по два человека. Начались осенние штормы, и эскимосы Аляски, по совету стариков, не решились составить нам компанию и дополнить, как мы договаривались, экипажи наших байдар. Убедили и нас не рисковать. Продвижение на север вдоль побережья Аляски не было реализовано. Мы оставили свои байдары до следующей навигации на хранение на Аляске. Там они остаются и поныне. Дальнейшие события разного характера на неопределенное время отдалили осуществление нашей мечты о достижении на байдарах берегов Гренландии.

В 1991 г. в поселке Провидения был создан экспедиционно-туристический центр, учредителями которого были бывшие члены вышеупомянутых экспедиций. Для проведения морских туров использовались полюбившиеся байдары. Центр просуществовал не более пяти лет. В конце

1990-х годов в селах Лаврентия, Лорино, Новое Чаплино стали строить байдары для проведения парусно-весельных регат. Эту идею, используя наработанный нами опыт, предложил созданный в середине 1990-х годов комитет по спорту и туризму при Правительстве Чукотского АО.

Сейчас эти соревнования стали обыденными и проводятся ежегодно во время фестивалей морских охотников, привлекая отечественных и зарубежных туристов.

В столице Чукотки Анадыре строительством каркасов байдар занимается под моим руководством Детская молодежная региональная общественная организация Чукотского автономного округа «Школа странствий». Мы ищем для покрытия корпусов близкий по свойствам материал для замены моржовых шкур.