«УБИЙСТВЕННЫЙ УРОК», ПОВЕСТЬ ОБ ЭКСТРАСЕНСАХ
Обратимся к научному определению несобственно-прямой речи, которая по этому определению является одной из форм передачи речи чужой, сочетая в себе особенности прямой и косвенной речи, отражая характерные черты чужого высказывания, включая лексические, синтаксические особенности, а также манеру речи, её эмоциональную окрашенность, ритм, интонацию и другое, дающее почти визуальный портрет говорящего.
В повести Татьяны Чекасиной «Убийственный урок» события излагаются пятью персонажами. Это абсолютно разные люди по социальным, психологическим и даже национальным характеристикам. И каждый из них ведёт повествование не от «я», а косвенно передаётся автором его речь в максимальном приближении к «я» этого человека.
Речь Викторина Пащенкова, у которого проблемы с женщинами, или речь Дамира Калимуллина, который, работая журналистом, устал писать об извращенцах, речь Хохлова, мелкого предпринимателя и мужа странной жены, и, тем более, речь Ходжи, плохо говорящего по-русски, но смекалистого мошенника. Более крупный, чем он, мошенник Гасан Балтаев имеет не только очень грамотную речь, но обладает такими интеллектуальными способностями, что может одурачить и окончившего МГУ журналиста Дамира.
Приведём примеры из книги «Убийственный урок». Сайт издательства Литрес Озон Вайлдберис Указка
Этот фрагмент «принадлежит» Викторину Пащенкову, у которого, как понятно из его откровений, нелады с прекрасным полом.
«В Интернете видит он объявление о секции, которую ведёт Накосика Сена-сам. Викторина он берёт в ранг ученика. Моментально продвинулся. Духовно. Появилась уверенность. И физическая. Правда, не с прекрасным полом. Он теперь опасен для других, не боится темноватых улиц Марьиной Рощи, ходит в любое время. Накосика Сена его обучил медитации, во время которой дано Викторину откровение: он в прошлой жизни японец. Да какой! Ниндзя! Потому и маленький! Одежда и обувь подростковые, хотя ему тридцать лет».
Но вот другой фрагмент, который написан от другого человека, тоже образованного и тоже москвича, романтика, журналиста по имени Дамир, у которого в физическом смысле всё нормально, он женат на красивой и умной женщине, но нелады на службе. Ему приходится работать в жалкой бульварной газетёнке, а он считает себя способным на большее:
«Из парка он идёт на остановку. Тут людно, и он думает о людях, которые не похожи ни на траву, ни на него, Дамира. А ему: или умереть или выйти в ливень, который принесёт ему волну радости. И в этой влаге, в этой воде он будет плыть на волне любимой работы.
Вместо влаги-радости сухая тоска… Бьётся над её преодолением, ищет озеро, пруд, реку или, хотя бы, вентиль, которым откроет воду…
…И вдруг, будто отворена в этом мире сухой тоски форточка, и тянет влагой. Он оглядывает мир, ища родник…»
А это монолог персонажа по национальности узбека, по имени Ходжа:
«Он в школу пять лет ходил. Мама на хлопке. И он — на хлопок.
Ему надоело… Не работаешь, — кюшять нельзя, женьщина —
нельзя. Водка — очень нельзя. Быть нищим — можьно. Говорить
молитва — можьно. Полиция не гоняет нищих.
Он крепкий. Ощень-ощень крепкий. Руки, ноги, всё крепкое,
как чинара. Женьщин любит крепкий палван.
Он дервиш. Дают дыньку, дают лепёшку… Он у кладбища
рядом с убогими. Но он не убогий».
Даже, если бы этот фрагмент повести не имел обозначения речевой принадлежности персонажу по имени Ходжа, мы бы легко отличили этого говорящего от других говорящих персонажей.
Ходжа живёт далеко от столицы, в кишлаке, и это понятно по его неграмотной речи. Но что ещё мы «слышим» в этой весьма своеобразной речи? Этот типаж самодовольный хитрюга, готовый к нарушению закона, который пока ловко обходит; он большой притворщик, и, несмотря на свою необразованность, далеко не так наивен, как столичный житель интеллигент Дамир.
Другие персонажи этой повести тоже легко различимы в строе речи, словоупотреблении, интонации, темпе речи и даже донесённом автором тембре голоса.
А вот откровения манипулятора, претендующего на звание экстрасенса Гасана Балтаева, подчинившего себе остальных и натворившего немало бед (для других, не для себя):
«Ещё в школе… Он неподвижен, а другие, дёргаясь, вращаются вокруг него, как фигурки мультика. Он не такой, как многие».
Уверенность в своей неординарности и ведёт этого персонажа по жизни. И передан его непростой характер, как и других персонажей повести об экстрасенсах «Убийственный урок», с помощью максимального приближения к их сущности.
ИНФОРМАЦИЯ в интернете: ТАТЬЯНА ЧЕКАСИНА ПИСАТЕЛЬ (книги; авторские видео:
чтения произведений, монологи, цикл «Тайны мастерства»)
Н А К А Н А Л А Х: Д З Е Н: «Татьяна Чекасина писатель»;
«Литература-вед»: https://dzen.ru/id/6624b223731b000bc09b0a9e?share_to=link
«Советские писатели»: https://dzen.ru/id/6627a955e8204c09edce2a29;
«Музыка на страницах»: https://dzen.ru/id/678f902071feae4844721cf3;
«Супер-чтец»: https://dzen.ru/id/6624f4b7731b000bc0f3e2c0?share_to=link ;
Telegram - К А Н А Л: «Татьяна Чекасина писатель»: https://t.me/+3BdHpLlvvd9kZWMy
«Супер-чтец»: https://t.me/+mHc5DWBVHYw0OTRi;
Р У Т У Б: «Татьяна Чекасина писатель».
В К О Н Т А К Т Е: «Татьяна Чекасина писатель»: https://vk.com/chekasinapisatel
«Ева Патия», https://vk.com/wall890607646_5 «Натали Конюшая»: https://vk.com/feed