Итак, «Мёртвые души»! Наверное, все помнят построение произведения (говорю только о первом томе): первая глава, рассказывающая о приезде Чичикова в город, затем пять «портретных» глав – и «городская часть» пребывания Чичикова, заканчивающаяся его отъездом.
Напомню рассказ писателя: «Пушкин находил, что сюжет "Мёртвых душ" хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Конечно же, путешествие как жанр само по себе позволяет авторам отразить самые разнообразные впечатления и характеры (случайно ли именно этот жанр изберут почти век спустя И.Ильф и Е.Петров?)
Вспомним, что у Гоголя путешествуют и Хлестаков, и Ихарев в «Игроках» («В Смоленске наскучило, поехал в Рязань, не захотел в Рязань — в Казань. В Казань не захотел, валяй под самый Ярослав. Вот только до сих пор не знаю, который из городов будет партикулярней — Рязань или Казань?»). А в конце первого тома «Мёртвых душ» мы прочтём: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога…»
А пока – остановка на этой дороге. «Губернский город NN» - ранг уже повыше, чем в «Ревизоре», но снова город, затерянный в глубине России, о чём скажут рассуждения мужиков: «"Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?" — "Доедет", — отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" — "В Казань не доедет", — отвечал другой». Москва ближе, чем Казань, - вот и всё, что знаем.
Описывая город, Гоголь всё время будет подчёркивать его сходство с другими: «Город никак не уступал другим губернским городам», в нём всё такое же, как и везде: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах», «Какие бывают эти общие залы — всякий проезжающий знает очень хорошо». И обратили ли вы внимание на столь частое в этих описаниях слово «вечный»: «вечный слоёный сладкий пирожок», «вечная жёлтая краска», которой выкрашен верхний этаж гостиницы, «вечный мезонин» на городских домах. Снова, как и в «Ревизоре», действие может происходить где угодно.
А вот сам приезжий, хоть практически сразу назван по имени («Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям»), описан очень неопределённо: «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». И приехал он в бричке, в каких ездят «все те, которых называют господами средней руки». Затем скажет губернаторше «комплимент, весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком малый».
Мы знаем, что Гоголь любил говорящие фамилии. И в связи с этим существует огромное количество предположений, почему Чичиков назван именно так. Кто-то видит здесь сходство с некоторыми топонимами Херсонской губернии, кто-то находит в ней «итальянский след», связывая фамилию героя со словом «чичероне» (как известно, бо́льшая часть поэмы написана в Италии):
А кто-то находит в фамилии героя нечто общее с чириканьем воробья, вспоминая «деловитость и суетную торопливость этой маленькой птички». Трудно сказать. Помню ещё спектакль МХАТа, ставилась инсценировка, сделанная М.А.Булгаковым, когда жена Манилова после объезда Павла Ивановича произносила: «Какая приятная фамилия – Чи-чи-ков!» (в печатных вариантах пьесы этих слов нет). Во всяком случае, мне тоже фамилия героя представляется довольно приятной.
Нужно упомянуть ещё два замечания автора: первое, которое не сразу можно понять, - «Въезд его не произвёл в городе совершенно никакого шума и не был сопровождён ничем особенным». Не мной первой было указано, что юмор этих слов поймёт лишь читающий не впервые, если сопоставит с «выездом» героя. И второе, уже в самом конце главы, обещающее нам нечто неожиданное: «Такое мнение, весьма лестное для гостя, составилось о нем в городе, и оно держалось до тех пор, покамест одно странное свойство гостя и предприятие, или, как говорят в провинциях, пассаж, о котором читатель скоро узнает, не привело в совершенное недоумение почти всего города».
Мы узнаем, что приезжий поинтересовался всем в городе и «оказал необыкновенную деятельность насчет визитов». При этом, посетив всех чиновников города, «в разговорах с сими властителями очень искусно умел польстить каждому», однако практически ничего не сказал о себе, ограничившись «какими-то общими местами:.. что он незначащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своём, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства…» Но может говорить обо всём: «О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведённого казённою палатою, — он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре — и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком».
Мы увидим, как старается приезжий произвести приятное впечатление. Гоголь подчеркнёт его «такую внимательность к туалету, какой даже не везде видывано», опишет, как тщательно он умывается и одевается. Отметит его манеры: «Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует», «Приезжий наш гость также спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил».
И закономерный итог – общее признание достоинств героя. «Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, приехавши довольно поздно из города и уже совершенно раздевшись и легши на кровать возле худощавой жены своей, сказал ей: "Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!" На что супруга отвечала: "Гм!" — и толкнула его ногою».
Но события ещё не развернулись…
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал! Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
Публикации гоголевского цикла здесь
Навигатор по всему каналу здесь