Найти в Дзене
Гатчинский дворец

Дань Нептуна вашему величеству

4 февраля 1880 года Александр III записал в дневнике: «В ¾11 утра отправились с Мини на Балтийскую дорогу и в 11¼ отправились через Лигово, Красное Село в Гатчину. Поехали еще с нами Алексей, Победоносцев и Н.М. Баранов, уже в статском платье. Погода сегодня совершенно весенняя, светло, тепло и чудное солнце с самого утра. В Гатчине мы смотрели на пруду подводную лодку инженера Джевецкого, который при нас сделал несколько удачных опытов со своей лодкой и кончил тем, что подвел мину под плот и отойдя взорвал ее отлично. Эта лодка, я уверен, будет иметь большое значение в будущем и сделает порядочный переполох в морских сражениях. После опытов мы зашли во дворец, а в ½ 3 отправились на Варшавскую станцию». История с испытанием подводной лодки в Гатчине хорошо известна и неоднократно упоминалась в литературе. Однако известна она по воспоминаниям известного русского советского ученого-кораблестроителя академика Крылова, который относит ее к другому времени и расцвечивает некоторыми подроб

4 февраля 1880 года будущий император Александр III записал в дневнике:

«В ¾11 утра отправились с Мини на Балтийскую дорогу и в 11¼ отправились через Лигово, Красное Село в Гатчину. Поехали еще с нами Алексей, Победоносцев и Н.М. Баранов, уже в статском платье. Погода сегодня совершенно весенняя, светло, тепло и чудное солнце с самого утра. В Гатчине мы смотрели на пруду подводную лодку инженера Джевецкого, который при нас сделал несколько удачных опытов со своей лодкой и кончил тем, что подвел мину под плот и отойдя взорвал ее отлично. Эта лодка, я уверен, будет иметь большое значение в будущем и сделает порядочный переполох в морских сражениях. После опытов мы зашли во дворец, а в ½ 3 отправились на Варшавскую станцию».

История с испытанием подводной лодки в Гатчине хорошо известна и неоднократно упоминалась в литературе. Однако известна она по воспоминаниям известного русского советского ученого-кораблестроителя академика Крылова, который относит ее к другому времени и расцвечивает некоторыми подробностями: «1 марта 1881 г. Александр ІІ был убит, воцарился Александр III. Ему было доложено о лодке Джевецкого. Он пожелал ее видеть, было приказано привезти лодку в Гатчину и спустить в отличающееся прозрачностью воды Серебряное озеро, и назначен день показа лодки царю. Джевецкий несколько дней бороздил по озеру, изучая царскую пристань и как к ней ловчее пристать. Зная, что Александр ІІI неразлучен с царицей Марией Федоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей - любимых цветов царицы.

Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой и вышли на середину озера, а Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею. Наконец шлюпка подошла к пристани, царь и царица вышли и остались на пристани. Джевецкий с ловкостью пристал, открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав: «C'est le tribut de Neptune á Votre Majestể» (это дань Нептуна вашему величеству).

Царица пришла в восторг, рассыпалась в комплиментах; царь остался очень доволен, благодарил Джевецкого и приказал дежурному генерал-адъютанту рассказать об этих опытах военному министру П.С. Ванновскому, чтобы он озаботился возможно спешной постройкой 50 лодок, с уплатой Джевецкому 100 000 руб.»

По утверждению автора предисловия к воспоминаниям А.Н. Крылова его внука А.П. Капицы, мемуары были написаны за 27 дней - с 20 августа по 15 сентября 1941 года. «Причем, - как пишет А. П. Капища, — все цифры, даты, фамилии дед, которому тогда было 78 лет, записал по памяти - дневников он не вел». Поэтому в плане хронологии дневник Александра III источник несомненно более надежный.