Найти в Дзене
Николай Стародымов

8 февраля: три факта из судеб российских государей XVIII столетия - Михаил, Алексей, Иван

Мы помним, что Смутное время формально завершилось избранием на царство Михаила Романова. Реально страну ещё терзали оккупанты и всевозможные бунты, но ситуация худо-бедно постепенно возвращалась к относительному успокоению (хотя о каком успокоении можно вести речь в те времена, когда в Европе все воевали со всеми). Однако царь появился, и Смуту историки постфактум объявили завершившейся. Однако монарх без наследника – не дело. Да и вообще – мужчине необходима жена – вне зависимости от чина и происхождения; во всяком случае, из этого тезиса исходили в минувшие времена. Михаил не отличался здоровьем и сильным характером – находился под влиянием матери, а когда отец вернулся из польского плена, отца. И едва ли не в первый и единственный раз проявил волю: влюбившись в Марию Хлопову, воспротивился воле матери в выборе невесты… Однако, как то водилось при царских палатах, беременная Мария (которую непонятно по какой причине решили переименовать в Анастасию – в память о любимой жене Ивана Гр
Иллюстрация из интернета. Спасибо авторам
Иллюстрация из интернета. Спасибо авторам

Мы помним, что Смутное время формально завершилось избранием на царство Михаила Романова. Реально страну ещё терзали оккупанты и всевозможные бунты, но ситуация худо-бедно постепенно возвращалась к относительному успокоению (хотя о каком успокоении можно вести речь в те времена, когда в Европе все воевали со всеми). Однако царь появился, и Смуту историки постфактум объявили завершившейся.

Однако монарх без наследника – не дело. Да и вообще – мужчине необходима жена – вне зависимости от чина и происхождения; во всяком случае, из этого тезиса исходили в минувшие времена.

Михаил не отличался здоровьем и сильным характером – находился под влиянием матери, а когда отец вернулся из польского плена, отца. И едва ли не в первый и единственный раз проявил волю: влюбившись в Марию Хлопову, воспротивился воле матери в выборе невесты… Однако, как то водилось при царских палатах, беременная Мария (которую непонятно по какой причине решили переименовать в Анастасию – в память о любимой жене Ивана Грозного) вдруг начала хворать – не то сильнейший токсикоз, не то соперницы подмешали чего в питьё… А тут и донос на молодую жену бояре Салтыковы подсунули матушке-царице: хворая, мол, избранница, бесплодная, в царицы не годна… И вообще как-то непонятно: случилась ли беременность, или нет, и что там в реальности случилось… Как бы то ни было, отправилась бедолага в ссылку в Тобольск.

А родители юного царя начали искать для него заграничную невесту. Однако безрезультатно – история с отравлением датского принца Иоганна оставалась ещё в памяти. Михаил упрашивал мать вернуть ему любимую, однако инокиня Марфа (мы помним, что некогда отец и мать Михаила были насильственно пострижены) закусила удила и отослала постылую невестку к родителям (хоть из Сибири вызволила, и то ладно). В дальнейшем проживала несостоявшаяся царица до конца дней своих в Нижнем Новгороде.

Самого же Михаила против его воли женили на Марии Долгоруковой. Которая вскоре умерла неведомо по какой причине. Вообще, заняться бы как-то, да провести анализ, сколько ж цариц – юных или несостоявшихся – скончались накануне свадьбы или сразу после…

Вот и ситуация: царю тридцать лет, он вдовец, наследников нет… Есть проблема – её следует решать!

Как водилось в ту пору, устроили смотрины – более полусотни девиц знатнейших родов царства приехали. А Михаил положил глаз на девицу заурядного происхождения, которая в смотре даже не участвовала, состояла при ком-то в горничных… Вот тут уже мать царя смирилась – и пошёл сын под венец с Евдокией Стрешневой. В датировке события имеются разночтения, по одной из версий случилось это как раз 8 февраля 1626 года, четыреста нет назад.

От этого брака родилось десять детей, из которых шестеро умерло во младенчестве. О судьбах других – как-нибудь в другой раз.

А вот о сыне Алексее Михайловиче поговорить есть повод. Дело в том, что он ушёл из жизни ровно полвека спустя – 8 февраля 1676 года (опять же, в датировке имеются разночтения)

Алексей Михайлович вошёл в историю с уточнением Тишайший, хотя такое прозвище в данном случае иначе как издёвкой над реальностью не назовёшь – тишайшим его ы реальности не назовёшь. Да и с другой стороны, по большому счёту, тихий-мирный государь в ту пору на троне навряд ли усидел бы. Вклад же его в отечественную историю поистине огромен – по сути дела, именно он начал реформы, которые осуществил его сын Пётр Великий, только проводил он их тихой сапой, не пожелав или не сочтя нужным вздыбливать Россию на дыбы. А уж расценивать, какие глобальные новации принесли стране пользу, а от каких следовало бы воздержаться, тут каждый волен расценивать по-своему…

Судите сами.

Именно Алексей Михайлович значительно расширил границы царства, присоединил к России Левобережную Украину, начал военную реформу и завёл «полки нового строя», возобновил в стране массовое каменное строительство, Поддержал Никона, чем породил Раскол в Русской православной церкви, завершил закрепощение крестьянства, что стало одной из причин восстания под предводительством Степана Разина, приоткрыл форточку для контактов с Западом (это я провёл аналогию с прорубанием окна в Европу), породил поговорки «Делу – время, потехе – час» и «Без порядка ни одна вещь не утвердится и не укрепится», написал учебник по соколиной охоте, ввёл практику доставки в Россию иностранной прессы, интересовался тайнописью, провёл денежную реформу, спровоцировав тем самым Медный бунт, подавил Башкирское восстание и Соловецкий бунт, начал строительство военно-морских судов… И много ещё чего можно сказать об этом поистине незаурядном государе. Между тем, умер он в возрасте всего-то 47 лет, как уже сказано, 8 февраля 1676 года.

Ну и третья обещанная дата, и снова траурная.

Ровно черед двадцать лет после отца, 8 февраля 1696 года умер его сын Иван V, тот самый, который некоторое время оставался соправителем Петра.

История широко известная, и вряд ли есть необходимость на ней подробно останавливаться. Буквально в нескольких строках. Первая жена Алексея Михайловича, Мария Милославская, родила тринадцать детей, из которых все мальчики не отличались крепким здоровьем – кто умер в младенчестве, а Фёдор III и упоминавшийся уже Иван, хоть и успели поцарствовать, однако не особо в том преуспели. Считается, что наследственной болезнью семьи являлась цинга.

Коль речь идёт об Иване. Сведения о нём историки оставили разные. Основные из них две. Первая: слабоумный эпилептик. Вторая: вполне себе развитой молодой человек, однако напрочь лишённый стремления к власти вообще к государственной деятельности, мягкий и без амбиций. Жил себе и жил, если привлекали, принимал участие в официальных церемониях. С возрастом у него начало слабеть зрение, иностранцы доносили по Европе, что у него развивается паралич, и что он стремительно стареет – это в 27 лет!..

Как бы то ни было, а только Иван с большой теплотой относился к Петру, своему сводному брату. Пётр платил ему уважением и всячески подчёркивал старшинство Ивана… Хотя – чего уж там! – большой вопрос, что в этом превалировало: искренность, или же тот факт, что у Ивана не было сыновей, и, соответственно, никто не мог составить конкуренцию самому Петру.

Как уже сказано, Иван умер 8 февраля 1696 года (и снова оговоримся, что по современному стилю). Его вдова целую неделю кормила три сотни нищих бесплатными обедами – за помин души усопшего.

Из пяти дочерей Ивана две умерли в младенчестве, Анна стала царицей, Екатерина вышла замуж за немецкого герцога и её дочь вернётся в Россию под именем Анны Леопольдовны, ну а Прасковья вышла замуж за русского вельможу Ивана Дмитриева-Мамонова, петровского генерал-аншефа…

Вот такие три события случились в России в XVII столетии – в один день, да в разные десятилетия.