Мы помним, что Смутное время формально завершилось избранием на царство Михаила Романова. Реально страну ещё терзали оккупанты и всевозможные бунты, но ситуация худо-бедно постепенно возвращалась к относительному успокоению (хотя о каком успокоении можно вести речь в те времена, когда в Европе все воевали со всеми). Однако царь появился, и Смуту историки постфактум объявили завершившейся.
Однако монарх без наследника – не дело. Да и вообще – мужчине необходима жена – вне зависимости от чина и происхождения; во всяком случае, из этого тезиса исходили в минувшие времена.
Михаил не отличался здоровьем и сильным характером – находился под влиянием матери, а когда отец вернулся из польского плена, отца. И едва ли не в первый и единственный раз проявил волю: влюбившись в Марию Хлопову, воспротивился воле матери в выборе невесты… Однако, как то водилось при царских палатах, беременная Мария (которую непонятно по какой причине решили переименовать в Анастасию – в память о любимой жене Ивана Грозного) вдруг начала хворать – не то сильнейший токсикоз, не то соперницы подмешали чего в питьё… А тут и донос на молодую жену бояре Салтыковы подсунули матушке-царице: хворая, мол, избранница, бесплодная, в царицы не годна… И вообще как-то непонятно: случилась ли беременность, или нет, и что там в реальности случилось… Как бы то ни было, отправилась бедолага в ссылку в Тобольск.
А родители юного царя начали искать для него заграничную невесту. Однако безрезультатно – история с отравлением датского принца Иоганна оставалась ещё в памяти. Михаил упрашивал мать вернуть ему любимую, однако инокиня Марфа (мы помним, что некогда отец и мать Михаила были насильственно пострижены) закусила удила и отослала постылую невестку к родителям (хоть из Сибири вызволила, и то ладно). В дальнейшем проживала несостоявшаяся царица до конца дней своих в Нижнем Новгороде.
Самого же Михаила против его воли женили на Марии Долгоруковой. Которая вскоре умерла неведомо по какой причине. Вообще, заняться бы как-то, да провести анализ, сколько ж цариц – юных или несостоявшихся – скончались накануне свадьбы или сразу после…
Вот и ситуация: царю тридцать лет, он вдовец, наследников нет… Есть проблема – её следует решать!
Как водилось в ту пору, устроили смотрины – более полусотни девиц знатнейших родов царства приехали. А Михаил положил глаз на девицу заурядного происхождения, которая в смотре даже не участвовала, состояла при ком-то в горничных… Вот тут уже мать царя смирилась – и пошёл сын под венец с Евдокией Стрешневой. В датировке события имеются разночтения, по одной из версий случилось это как раз 8 февраля 1626 года, четыреста нет назад.
От этого брака родилось десять детей, из которых шестеро умерло во младенчестве. О судьбах других – как-нибудь в другой раз.
А вот о сыне Алексее Михайловиче поговорить есть повод. Дело в том, что он ушёл из жизни ровно полвека спустя – 8 февраля 1676 года (опять же, в датировке имеются разночтения)
Алексей Михайлович вошёл в историю с уточнением Тишайший, хотя такое прозвище в данном случае иначе как издёвкой над реальностью не назовёшь – тишайшим его ы реальности не назовёшь. Да и с другой стороны, по большому счёту, тихий-мирный государь в ту пору на троне навряд ли усидел бы. Вклад же его в отечественную историю поистине огромен – по сути дела, именно он начал реформы, которые осуществил его сын Пётр Великий, только проводил он их тихой сапой, не пожелав или не сочтя нужным вздыбливать Россию на дыбы. А уж расценивать, какие глобальные новации принесли стране пользу, а от каких следовало бы воздержаться, тут каждый волен расценивать по-своему…
Судите сами.
Именно Алексей Михайлович значительно расширил границы царства, присоединил к России Левобережную Украину, начал военную реформу и завёл «полки нового строя», возобновил в стране массовое каменное строительство, Поддержал Никона, чем породил Раскол в Русской православной церкви, завершил закрепощение крестьянства, что стало одной из причин восстания под предводительством Степана Разина, приоткрыл форточку для контактов с Западом (это я провёл аналогию с прорубанием окна в Европу), породил поговорки «Делу – время, потехе – час» и «Без порядка ни одна вещь не утвердится и не укрепится», написал учебник по соколиной охоте, ввёл практику доставки в Россию иностранной прессы, интересовался тайнописью, провёл денежную реформу, спровоцировав тем самым Медный бунт, подавил Башкирское восстание и Соловецкий бунт, начал строительство военно-морских судов… И много ещё чего можно сказать об этом поистине незаурядном государе. Между тем, умер он в возрасте всего-то 47 лет, как уже сказано, 8 февраля 1676 года.
Ну и третья обещанная дата, и снова траурная.
Ровно черед двадцать лет после отца, 8 февраля 1696 года умер его сын Иван V, тот самый, который некоторое время оставался соправителем Петра.
История широко известная, и вряд ли есть необходимость на ней подробно останавливаться. Буквально в нескольких строках. Первая жена Алексея Михайловича, Мария Милославская, родила тринадцать детей, из которых все мальчики не отличались крепким здоровьем – кто умер в младенчестве, а Фёдор III и упоминавшийся уже Иван, хоть и успели поцарствовать, однако не особо в том преуспели. Считается, что наследственной болезнью семьи являлась цинга.
Коль речь идёт об Иване. Сведения о нём историки оставили разные. Основные из них две. Первая: слабоумный эпилептик. Вторая: вполне себе развитой молодой человек, однако напрочь лишённый стремления к власти вообще к государственной деятельности, мягкий и без амбиций. Жил себе и жил, если привлекали, принимал участие в официальных церемониях. С возрастом у него начало слабеть зрение, иностранцы доносили по Европе, что у него развивается паралич, и что он стремительно стареет – это в 27 лет!..
Как бы то ни было, а только Иван с большой теплотой относился к Петру, своему сводному брату. Пётр платил ему уважением и всячески подчёркивал старшинство Ивана… Хотя – чего уж там! – большой вопрос, что в этом превалировало: искренность, или же тот факт, что у Ивана не было сыновей, и, соответственно, никто не мог составить конкуренцию самому Петру.
Как уже сказано, Иван умер 8 февраля 1696 года (и снова оговоримся, что по современному стилю). Его вдова целую неделю кормила три сотни нищих бесплатными обедами – за помин души усопшего.
Из пяти дочерей Ивана две умерли в младенчестве, Анна стала царицей, Екатерина вышла замуж за немецкого герцога и её дочь вернётся в Россию под именем Анны Леопольдовны, ну а Прасковья вышла замуж за русского вельможу Ивана Дмитриева-Мамонова, петровского генерал-аншефа…
Вот такие три события случились в России в XVII столетии – в один день, да в разные десятилетия.