В октябре прошлого года галактическая комета 3I/Atlas, сделав разворот за Солнцем, взяла курс к границам системы. С декабря она удаляется уже и от Земли. Постепенно ажиотаж спадает, условия наблюдения ухудшаются, а так и не взлетевшие утки о «техногенной» будто бы природе объекта, «радиосигналах», угрожающих планете манёврах, уныло идут топиться в Лету… Странно, конечно, представлять тонущую утку, но глупости, придуманные про Атлас хайпожорами, ещё экзотичнее.
Короче говоря, эта публикация должна была бы стать первой, – только теперь назрели предпосылки для рассказа, что о комете известно. Но оказывается третьей. Ранее по просьбам трудящихся я публиковал суммы промежуточных этапов исследований. В окончательном варианте, – едва ли про Атлас станет известно ещё что-то новое, – некоторые из гипотез подтвердились, а некоторые нет.
Начиная с не подтвердившегося. В первые месяцы после обнаружения кометы не мало шума наделали сообщения о её размерах. Будто бы огромных. Мелкие кометы встречаются чаще крупных, и странным казалось, что при ничтожной статистике – всего три наблюдения, – в Солнечную систему сразу калибром 15 километров летит… Вот, это не подтвердилось.
Увидеть ядро кометы, не отправляя аппарат к ней, вообще нет возможности, – за пределами системы это слишком мелкий и не излучающий, буквально криогенной температуры, объект. Замечают комету лишь на подлёте – по гало, – облаку извергаемых телом газов (в свою очередь, полностью скрывающих ядро от ока телескопов)… И предварительная оценка размера делалась по блеску гало. Блестело хорошо, так что, по аналогии с околосолнечными кометами, размеры ядер которых стали известны, выходило, что гостья очень велика. Позже, однако, стало ясно, что яркость объекта обусловлена его необычно высокой активностью. В отличие от комет из облака Оорта, эта миллиарды лет хранилась вдали от звёзд, и просто располагала повышенным запасом испаряющихся при минимальном нагреве веществ.
Соответственно размер Атласа был уценён. Хотя и остался неизвестным точно. По не гравитационным ускорениям, – тем самым «загадочным манёврам» непременно совершаемым каждой кометой, поскольку истечение газов с поверхности создаёт реактивную тягу, – наиболее вероятным представляется размер ядра около 400 метров. Но как выше отмечалось, это не точно, – результаты находятся в диапазоне между 150 и 1000 метрами. Что в любом случае подразумевает комету размера, скорее, небольшого.
Интересную информацию предоставил обнаруженный на этапе сближения с Солнцем у Атласа «антихвост» – струя газов, извергаемая против солнечного ветра вперёд по ходу движения. Это не первый случай наблюдения у кометы антихвоста, но не суть. Суть же заключалась в расположении оси вращения кометы, – отклоняющейся от вектора движения всего на 20 градусов. Проще говоря, Атлас летела полюсом вперёд, так что на подлёте нагреву постоянно подвергалось лишь одно из полушарий (теперь, когда комета уходит, греется противоположное). Соответственно, в полярной области наиболее активно шло извержение газов. Выброшенные из жерл со скоростью 120 метров в секунду снежинки успевали пролететь, обгоняя комету, 80 000 километров к Солнцу, прежде чем давление излучения разворачивало их назад… Скорость вращения ядра, кстати, была измерена и оказалась вполне заурядной – оборот за 7.1 часа.
Также, при расхождении Атласа с Солнцем по наблюдаемой интенсивности извержения водяного пара удалось определить температуру поверхности, а через неё и альбедо. И тут тоже – без сюрпризов. Галактическая комета оказалась чёрной, как и наши системные. Миллиарды лет обрабатывавшаяся излучениями поверхность Атласа покрыта коркой из сажи (аморфного углерода) и пыли, склеенных толинами, – сложными углеводородами, образующимися при радиационном выгорании метана.
...Самые же интересные выводы подтвердились. Подгоравшая в жёстких излучениях вдали от звёзд миллиарды лет комета, в отличие от «системных», оказалась покрыта ещё и слоем льда из углекислоты и угара, – водяной лёд наличествовал лишь под ним. В космосе молекулы метана и воды, из которых, в основном, состоят кометы, подвержены радиолизу, причём, – в системах, – теряются, утекая в пространство, как водород, так и кислород. В холоде же межзвёздной среды температура упала так низко, что кислород «замерзал» и сохранялся в составе тела, затем вступая в реакцию углеродом, образованным при радолизе метана. Что и позволило в итоге Атласу удивить наблюдателей необычно высокой долей углекислого газа в выбросах.
Подтвердилась и ещё одна гипотеза, подробно излагавшаяся в предыдущей публикации. На этапе прохождения Главного Пояса Астероидов Атлас, вдруг, принялся плеваться чистым никелем, чего за «местными» кометами никогда не водилось. В выбросах комет может быть металлическая пыль, но в ней никель присутствует на фоне железа… А тут-то железа не наблюдалось совсем, словно элементы были разделены химически. Соответственно, возникло предположение, что при криогенных температурах препятствующих утечке кислорода в массе вещества кометы может синтезироваться карбонил, – Ni(CO)₄. При нормальном давлении это соединение жидкое, но в условиях кометы оно, разумеется, замерзало… И, вот, карбониловый лёд начал таять, в условиях вакуума сразу переходя в газ.
...И даже в комментариях внимательные читатели сразу же указали на то, что, хотя никель и может так извлекаться из руды с образованием карбонила (на этом основаны техпроцессы добычи никеля), очищенное от никеля железо тоже перейдёт в жидкий карбонил Fe(CO)₅... И где он?.. Вот, когда Атлас сблизился с Солнцем на 2 астрономические единицы, закипел и карбонил железа, – отношение металлов в выбросах сразу привелось к космической норме. При этом интенсивность выброса железа и никеля с Атласа осталось на порядок превосходящим результаты других наблюдавшихся комет, хотя другие металлы, – не перешедшие в лёд, оставшиеся в составе пыли, – аномального стремления покинуть тело не проявляли.
То есть, это можно считать фактом установленным, – комета Атлас очень долгое время провела в условиях удаления от звёзд и, соответственно, крайнего холода, чем обусловлены особенности её химического состава. Что же касается происхождения кометы, её возраста (кроме того, что он намного больше возраста Солнца), обстоятельств, при которых она свою систему покинула и последующих приключений, то в этой области гипотез прибавилось… И они очень интересны. Но никогда не будут подтверждены или опровергнуты. Так что, и излагать их особого смысла нет.