Найти в Дзене
NOT.A.FRAID / психолог online

Мифы о психодинамической терапии

Миф 2. Во всем виноваты родители Родители, может, и "виноваты" (но не в том смысле)... Еще одно живучее упрощение - сведение роли аналитической терапии к обвинению участников воспитательной системы, проще говоря, по названию одной из книг - "Все дело в папе". Ну или в маме. Но она, к слову, неплохая, почитайте на Яндекс-книгах. Якобы когда терапевт говорит "расскажите про отношения с матерью", в голове включается бегущая строка: сейчас найдем виноватого, повесим на него все проблемы, и я буду оправдан в своей беспомощности. Красиво, удобно, но совершенно не про то, как работает терапия. Некоторые из клиентов (и я в том числе когда-то) сразу отвечают - только не начинайте, у меня хорошая мама. Откуда корни у мифа, и что имеет отношение к правде. Ребенок не выбирает, как ему адаптироваться, в трудной ситуации он выживает доступными способами. Научился не плакать, потому что мама уставала и злилась (потом боится заплакать при партнере). Научился быть веселым - потому что так получал в

Мифы о психодинамической терапии.

Миф 2. Во всем виноваты родители

Родители, может, и "виноваты" (но не в том смысле)...

Еще одно живучее упрощение - сведение роли аналитической терапии к обвинению участников воспитательной системы, проще говоря, по названию одной из книг - "Все дело в папе". Ну или в маме. Но она, к слову, неплохая, почитайте на Яндекс-книгах.

Якобы когда терапевт говорит "расскажите про отношения с матерью", в голове включается бегущая строка: сейчас найдем виноватого, повесим на него все проблемы, и я буду оправдан в своей беспомощности. Красиво, удобно, но совершенно не про то, как работает терапия. Некоторые из клиентов (и я в том числе когда-то) сразу отвечают - только не начинайте, у меня хорошая мама.

Откуда корни у мифа, и что имеет отношение к правде.

Ребенок не выбирает, как ему адаптироваться, в трудной ситуации он выживает доступными способами. Научился не плакать, потому что мама уставала и злилась (потом боится заплакать при партнере). Научился быть веселым - потому что так получал внимание отца (с тех пор в компании массовик-затейник даже когда не хочется). Научился контролировать всё вокруг - потому что за упущенное могло прилететь (с тех пор гиперответственность и тревога - лучшие друзья).

Эти стратегии когда-то в мироощущении маленького человека определяли его жизнь. Злую шутку играет тот факт, что психика консервативна. То, что сработало однажды, она будет повторять снова и снова, даже когда контекст изменился. Даже когда уже не нужно и неудобно.

Теперь следите за руками) В терапии мы исследуем не источник проблемы, а повторяющееся поведение и его бессознательные выгоды. Очень примерно это выглядит как "Смотрите, вот здесь вы замолкаете точно так же, как замолкали в детстве. Что вы приобретаете, избегая озвучить свои желания? Что произойдет, если вы захотите поступить иначе? Какую цену вы платите за свое молчание".

Закономерным был бы вопрос: "Но если это всё из-за детства, значит, я ничего не могу изменить?" Наоборот. Признать влияние прошлого - это начать различать: где я действую автоматически, а где могу выбирать. Где работает старая программа, а где моя воля. Самое важное в осознании сценария - возможность его изменить и получить другой результат.

Родители передали то, что получили сами - свои травмы, свои защиты, свой способ адаптироваться. Их способ заботиться имеет некоторые последствия. А у нас есть выбор: продолжать воспроизводить паттерн или услышать себя и реализовать свой способ жить и действовать. Если, конечно, есть такое желание)