Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Как лётчик прилетел за топографами на гору, а они исчезли. О чём предупреждал их начальника старожил из посёлка?

В 1965 году работа бригад экспедиции № 150 планировалась на плато Путорана. Руководителем её был назначен Виктор Романович Ященко. В марте, перед началом полевых работ он уже прилетел в Дудинку, где удалось собрать полезные сведения по плато от местного населения. На западном берегу огромного Хантайского озера имелся единственный в этом направлении посёлок Таймыр. Ященко прилетел туда на самолёте Ан-2, «обутом в лыжи». Площадкой для посадки стал лёд Хантайского озера.Там он договорился с директором школы некоторое время пожить в ней. Там же жила с семьёй и сама директор. В посёлке проживало 200 человек. Ранее здесь была фактория. А теперь колхоз. Построили тёплые двухквартирные дома, в которые (сначала принудительно) стали переселять семьи из чумов. Сразу возвели школу и магазин, благо со строительным лесом проблем не было. Директор посоветовала начальнику обратиться к местному уважаемому человеку – Чомпогиру. Эвенк родился в этих местах, помогал изыскателям во многих экспедициях, прек

В 1965 году работа бригад экспедиции № 150 планировалась на плато Путорана. Руководителем её был назначен Виктор Романович Ященко. В марте, перед началом полевых работ он уже прилетел в Дудинку, где удалось собрать полезные сведения по плато от местного населения.

Аэропорт Дудинка / Ященко Виктор Романович
Аэропорт Дудинка / Ященко Виктор Романович

На западном берегу огромного Хантайского озера имелся единственный в этом направлении посёлок Таймыр. Ященко прилетел туда на самолёте Ан-2, «обутом в лыжи». Площадкой для посадки стал лёд Хантайского озера.Там он договорился с директором школы некоторое время пожить в ней. Там же жила с семьёй и сама директор.

В посёлке проживало 200 человек. Ранее здесь была фактория. А теперь колхоз. Построили тёплые двухквартирные дома, в которые (сначала принудительно) стали переселять семьи из чумов. Сразу возвели школу и магазин, благо со строительным лесом проблем не было.

Директор посоветовала начальнику обратиться к местному уважаемому человеку – Чомпогиру. Эвенк родился в этих местах, помогал изыскателям во многих экспедициях, прекрасно умел обращаться с оленями. Ященко с удовольствием поговорил с этим человеком. Тот очень много знал. Водил экспедиции ещё в войну. Сейчас ему было далеко за 60. И он признался, что пойти оленеводом в экспедицию уже не сможет. Но дал Виктору Романовичу множество полезных советов по работе.

Так на плато Путорана невозможно было работать на оленях и гусеничном транспорте. Поскольку много скал, каньонов и вообще поверхность каменистая. Экспедиций там побывало множество, цель некоторых держалась в секрете. Бывали и иностранцы, по их словам – из Канады. Но все они выходили из пос. Таймыр.

Бригада в маршруте
Бригада в маршруте

В посёлке было много удивительного. Часть продукции магазина стояла на улице, в т.ч. бутылки, под брезентом. Никто ничего не воровал. В домах не было запоров. Если хозяин уходил из дома – подпирал дверь лопатой, чтобы она не открывалась.

Руководство колхоза выделило под базу партии большой дом. Вторую базу организовали в сотне километров к востоку. В первые же дни произошёл неожиданны случай, который сразу убедил в том, что на плато может быть ещё много «сюрпризов» и следует работать аккуратно, не отвлекаясь на красоты окружающей природы.

Топограф Леонид Трапезников проделал измерения на одной из вершин с геодезического знака. По рации сообщил начальнику партии о том, что на этом участке работа закончена. Прилетел Ми-1 и одного рабочего с грузом перебросил на следующую вершину. Трапезников со вторым рабочих должны были добираться туда «вторым рейсом».

Леонид стоял у знака, рабочий подошёл к краю обрыва полюбоваться видом. И вдруг Трапезников услышал глухой крик. Он обернулся, но рабочего не увидел. Подбежав к тому месту, где тот стоял, обнаружил парня в яме глубиной метров в пять.

На плато Путорана
На плато Путорана

Все верёвки уже «уехали» на новое место работы. Только в оставшемся рюкзаке с посудой был топор. Трапезников предупредил рабочего и помчался к подножию горы. Там вырубил толстую жердь, оставив часть сучьев, и поволок её наверх. Тащить было километра два.

В это время прилетел вертолёт. Лётчик обнаружил, что вершина горы пуста. Лежал только рюкзак. Двое из бригады топографов просто исчезли. Лётчик решил, что Трапезников с рабочим оборвались в пропасть. С этим страшным известием он прилетел на базу партии В. Ф. Колесняка, где находился в это время и Ященко. Они оба тут же полетели обратно к горе. К из большому удивлению оба сотрудника стояли на горе. Бригадир пытался им что-то объяснить, но из-за шума винтов почти ничего не было слышно. Тогда Трапезникова с рабочим просто срочно отправили на новое место работы. А два начальника остались дожидаться, пока вертолёт заберёт их на обратном пути.

Его не было уже несколько часов. Они стали нервничать. Колесняк ходил по горе. Как вдруг раздался его крик, как будто где-то под землёй. Виктор Романович аккуратно подошёл ближе и увидел, что Василий Фёдорович стоит в шурфе. В это время появился вертолёт. Вдвоём с лётчиком они достали начальника партии из западни с помощью жерди и капронового шнура, которые нашлись в кабине.

Пилот сказал, что в полёте замигала лампочка – заканчивалось горючее. Пришлось слетать на базу партии и заправиться. Он рассказал, что топограф попал здесь в яму, в которую после него теперь угодил и начальник партии.

Леонид Трапезников и Василий Колесняк
Леонид Трапезников и Василий Колесняк

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Ященко вспомнил, как Чомпогир предупреждал его: на плато Путорана есть в горах много ям. Сверху видны как небольшие круглые отверстия, а внутри огромные пустоты. Хорошо, что всё вышло удачно. Но на будущее стоило повнимательнее прислушиваться к местным старейшинам и самое главное – предупреждать о возможных проблемах топографов в бригадах.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.