Найти в Дзене
Доктор Лесков

Вас разводят на операцию

Когда мама начала говорить, мне показалось что у меня дежавю от переутомления. Вроде бы слышал такое не раз и не два, но все же. - Доктор, на вас вся надежда, у нас аденоиды третьей степени, сказали удалять срочно! Рядом с мамой сидит вполне нормальная девочка пяти лет, рот не открыт, из носа ничего не течет… Подождите говорю, вы уверены, что это третья степень? - Доктор нам даже на экране показывал! Я сама видела – они во весь экран были! Понятно. На всякий случай уточняю: - Скажите пожалуйста, а когда это было? - Вчера… В бумагах все честь по чести – бланк ведущей московской больницы, залихватская подпись руководителя чего-то там и заключение: «аденоиды третьей степени, рекомендована шейверная аденотомия». Этот фокус мы знаем. А сейчас я расскажу его и вам. Устраивайтесь поудобнее, будет интересно. Но сначала напомню, что такое первая, вторая и третья степень аденоидов. Вообще, делить аденоиды на степени придумали рентгенологи. Степень аденоидов – это то, насколько тень от аденоидов
Оглавление

Когда мама начала говорить, мне показалось что у меня дежавю от переутомления. Вроде бы слышал такое не раз и не два, но все же.

- Доктор, на вас вся надежда, у нас аденоиды третьей степени, сказали удалять срочно!

Рядом с мамой сидит вполне нормальная девочка пяти лет, рот не открыт, из носа ничего не течет… Подождите говорю, вы уверены, что это третья степень?

- Доктор нам даже на экране показывал! Я сама видела – они во весь экран были!

Понятно. На всякий случай уточняю:

- Скажите пожалуйста, а когда это было?

- Вчера…

В бумагах все честь по чести – бланк ведущей московской больницы, залихватская подпись руководителя чего-то там и заключение: «аденоиды третьей степени, рекомендована шейверная аденотомия».

Этот фокус мы знаем. А сейчас я расскажу его и вам. Устраивайтесь поудобнее, будет интересно. Но сначала напомню, что такое первая, вторая и третья степень аденоидов.

ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ И ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ АДЕНОИДОВ

Вообще, делить аденоиды на степени придумали рентгенологи. Степень аденоидов – это то, насколько тень от аденоидов на рентгеновском снимке закрывает просвет для дыхания.

  • Первая степень – когда аденоиды занимают меньше одной трети просвета носоглотки. Дыханию это никак не мешает, на слух не влияет тоже. Большинство детей, мамы которых не обращаются к ЛОР-врачу, (зачем? Все же в порядке) имеют первую степень аденоидов. Сами ЛОР-врачи говорят, что первую степень оперировать не надо. Ну и правильно.
  • Вторая степень. Здесь аденоиды занимают уже половину просвета носоглотки. Ребенок со второй степенью аденоидов днем дышит свободно, а вот ночью могут начаться затруднения с дыханием; может появиться храп. Если аденоиды (а точнее тубарные миндалины, которые воспаляются вместе с аденоидами) перекрывают евстахиевы трубы, может развиться снижение слуха и экссудативный отит – ребенок будет переспрашивать и делать телевизор намного громче, чем раньше. Удаляют аденоиды второй степени как раз в тех случаях, когда развивается экссудативный отит или когда острые средние отиты следуют один за другим.
  • Третья степень. Здесь все совсем плохо. Аденоиды закрывают весь просвет носоглотки. Ребенок не может дышать носом ни днем, ни ночью, а во время сна часто случаются остановки дыхания. Евстахиевы трубы в таких случаях тоже оказываются перекрыты, поэтому вместе с дыханием через нос страдает и слух. Ну а если добавить сюда рецидивирующие синуситы, картина становится и вовсе безрадостной. Аденоиды третьей степени обычно рекомендуют удалять, хотя и их тоже можно вылечить консервативно.

Да! Чуть не забыл. У рентгена носоглотки есть два критических недостатка.

Первый – рентген носоглотки не показывает аденоиды. Он показывает, что в носоглотке что-то есть, что-то что мешает дыханию. Это правда могут быть аденоиды, а может быть ангиофиброма носоглотки – очень неприятная доброкачественная опухоль, которая даёт трудноостанавливаемые кровотечения.

Второй – плотность аденоидов и плотность самых обыкновенных соплей, которые имеют обыкновение скапливаться в носоглотке, практически одинаковая. Так что что представляет из себя тень, которая закрывает на снимке просвет для дыхания – сопли, аденоиды или что похуже – по рентгеновскому снимку сказать нельзя.

«ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ» ДИАГНОСТИКИ

Таке называют эндоскопическое исследование носоглотки. Сначала – в 1990-е годы – эндоскопы были жесткими и толстыми – диаметром 4,5 миллиметра. Но тогда такую технику могли позволить себе только одна-две частных клиники в Москве и то самое четвертое управление. Так что тогда эндоскопами смотрели только взрослых пациентов, а они, в свою очередь, приезжали к доктору показывать свои сопли на «мерседесах» с персональными водителями. Потом появились эндоскопы диаметром 2,7 мм, ими уже можно было смотреть детей. Эндоскопы эти были жёсткими, и несмотря на небольшой диаметр, осмотр был очень неприятен. Так что если ребенок во время осмотра дергал головой, он мог себя очень серьезно травмировать. А еще жестким эндоскопом можно было посмотреть далеко не все. Чтобы увидеть, что происходит с теми же евстахиевыми трубами, врачу приходилось брать следующий эндоскоп, с другим углом зрения и начинать процедуру сначала. Поэтому в 2000-е рентген и не сдавал своих позиций – эндоскопии побаивались, причем и врачи, и пациенты.

Сейчас для диагностики аденоидов используют мягкие эндоскопы диаметром 2 мм. У мягкого эндоскопа есть одно существенное преимущество – его можно поворачивать прямо во время осмотра, поэтому, чтобы осмотреть те же евстахиевы трубы, врачу не надо брать другой эндоскоп – достаточно сделать легкое движение пальцем, нажав специальный рычажок, и эндоскоп сам повернется в нужную сторону. А маленький пациент ничего не заметит.

«НЕВИННЫЕ» ФОКУСЫ

Современный эндоскоп дает увеличение в 50 (пятьдесят) раз. Здесь и таится простор для вольного трактования того, что и врач, и мама видят собственными глазами на мониторе. Чуть приблизить эндоскоп, сделать легкое движение пальцем изменив угол обзора – и вот уже аденоиды занимают весь монитор, а врач торжественно объявляет: «у вас аденоиды третьей степени!»

Все, как у Глеба Жеглова: «человек не спит, не пьян, не под наркозом, а у него снимают часы, и он ничего не замечает». Не ручаюсь за точность, но как-то так.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВАС НЕ РАЗВЕЛИ.

Рецепт один – как говорится, следите за руками. Если вам сказали, что аденоиды третьей степени, то:

  • Вспомните, за сколько дней или недель до осмотра врача ребёнок болел ОРВИ. Если это было менее чем месяц назад, лучше попробовать полечить аденоиды консервативно.
  • Обратите внимание на то, как дышит ребенок и не переспрашивает ли. Если ни переспрашиваний, ни затруднения дыхания – особенно во сне – нет, операция не показана.
  • Когда на рентгене аденоиды третьей степени, но при этом ребенок по утрам откашливает мокроту, а днем дышит нормально – это не третья степень и вам лучше поискать клинику, где аденоиды лечат консервативно.
  • И последнее. Во время проведения эндоскопии аденоидов ОБЯЗАТЕЛЬНО снимайте на видео то, что происходит на мониторе. Так вы сможете зафиксировать реальную картину.

P.S. Меня очень просили не писать этот текст, обещая все кары небесные на мою голову. Тем не менее, я его написал. Никаких вызовов «на разговор» не будет – тот, кто попытается это сделать, признается, что это он фокусничает с результатами эндоскопии. Дело ограничится максимум возмущенными комментариями, но это легко лечится баном.

Еще больше полезной информации на моем Телеграм-канале «Спросите у доктора Лескова».

Спросите у доктора Лескова. Заметки детского ЛОР-врача