Перевод с английского: Галина Мумрикова
В 9-м районе Вены во Дворце, построенном в стиле барокко и принадлежащем княжескому роду Лихтенштейнов, открылась крупнейшая ежегодная выставка, посвященная истории европейского арт-рынка и организованная The Princely Collection. Этой коллекции уже более четырех столетий, ибо страсть к коллекционированию нередко передавалось из поколения в поколение, становилось традицией. Как в прошлом, так и сейчас новые поступления формировали и формируют облик галерей. И сама коллекция произведений искусства складывалась не только в соответствии с личными вкусами разных поколений князей и принцев, но и под влиянием арт-рынка с его меняющимися стратегиями продаж, личностями, определяющими тенденции, и экономическими факторами.
В центре внимания на выставке, в частности, методы маркетинга от античности до девятнадцатого века, демонстрирующие, что многие из этих методов практически не изменились и по сей день. Так, аукционы проводились еще в древнем императорском Риме. В Антверпене художественные ярмарки уже в XVI веке привлекали клиентуру со всего мира, а первые каталоги произведений старых мастеров были составлены арт-дилерами в XVIII веке.
На выставке представлены основные произведения из княжеских коллекций наряду с сенсационными заимствованиями. Обширный каталог содержит эссе ведущих экспертов в области изучения арт-рынка, в которых использованы междисциплинарные подходы, что обеспечивает всесторонний обзор предмета.
Искусство как товар: Процветающий рынок произведений искусства древности
Даже во времена Древнего Рима существовал процветающий рынок произведений искусства, который поддерживала сеть коллекционеров, знатоков, покупателей и агентов. Уже были развиты ранние формы серийного производства и регулирования рынка. Большой спрос на классические греческие произведения искусства привел к массовому производству копий, вариаций уменьшенных размеров, которые римские коллекционеры приобретали специально для интерьера. Мастерские по всему Средиземноморью специализировались на воспроизведении известных изобразительных формул для создания предметов различного ценового диапазона – от монументальных копий в мраморе до небольших бронзовых статуэток.
Международная торговля. Форхондт
Принц Карл Евсевий I фон Лихтенштейн особенно поддерживал давние и тесные связи с семьей дилеров Форхондт. Они работали на международном уровне, имея филиалы в Антверпене, Вене и на Пиренейском полуострове, доставляя произведения искусства и мебель всех ценовых категорий даже в такие отдаленные места, как Южная Америка.
Сын Карла Евсевия, принц Иоганн Адам Андреас I, также был клиентом Форхондтов, у которых он приобрел многие самые важные произведения, включая картины Рубенса и Ван Дейка. Форхондты обладали также привилегиями ювелиров императорского двора. Дружба Иоганна с Форхондтами продолжалась вплоть до правления принца Йозефа Венцеля I.
Серийное производство в XV веке
В итальянских городах-государствах XV века правящие семьи, в первую очередь флорентийские Медичи, систематически занимались меценатством. На их деньги строились прекрасные здания и возводились памятники, которые формировали облик городов. Тем самым богатейшие кланы демонстрировали свою власть.
Впрочем, наряду с могущественными меценатами на рынке были покупатели и с более скромными кошельками. Цены на произведения искусства зависели от используемых материалов, затрат времени и труда, а также престижа мастеров.
В мастерских создавались особо популярные мотивы в различных ценовых категориях, некоторые из них сразу шли на продажу без предварительного заказа. Затраты и трудозатраты были сокращены за счет создания нескольких копий работы с незначительными изменениями или за счет серийного производства из подходящих материалов, таких, например, как терракота.
Династия Брейгелей
Питер Брейгель Старший был одним из самых выдающихся фламандских художников своего времени. Его композиции были настолько удачными, что в его мастерской и мастерских потомков были сделаны копии. Целая династия художников и многочисленные подражатели пользовались его работами даже после смерти Питера Брейгеля Старшего, продолжая продавать их, часто с минимальными изменениями, но всегда с хорошей прибылью.
Начало крупномасштабного производства в странах Бенилюкса
В XVII веке одной из примечательных особенностей Золотого века Голландии было необычайное богатство произведений искусства, особенно картин, которые находились в домах горожан. Чтобы не отставать от спроса, художники разработали методы, которые сократили продолжительность рабочего дня и повысили производительность. Для этого они специализировались на определенных жанрах. Одним из таких мастеров был Ян ван Гойен, чья, так сказать, палитра не только сократила его материальные затраты, но и стала визитной карточкой мастера. Его пейзажи принесли ему международное признание. Ян Давидс де Хим был знаменит своими роскошными натюрмортами, а Рэйчел Рюйш успешно специализировалась на цветочных натюрмортах.
Сувениры большого тура
В XVII и XVIII вв. важным элементом образования отпрысков знати были путешествия по центрам европейской культуры. Например, в британском обществе на пике моды были так называемые Гранд-туры, в результате чего в некоторых странах, в частности в Италии, культурным центром которой является Рим, выросла настоящая индустрия обслуживания молодых туристов, предлагающая жилье, гида и путеводители по достопримечательностям. И, конечно же, сувениры, которые можно увезти домой. Самыми популярными из них были каприччи, – композиции из различных статуй, руин и зданий. В Риме самыми успешными художниками в этой области были Джованни Баттиста Пиранези и Джованни Паоло Паннини. Считалось особенно престижным, чтобы чей-то портрет был написан известным портретистом, а лучше всего - Помпео Джироламо Батони.
От дилетанта до знатока: Эдме-Франсуа Жерсен
В XVIII веке центрами инноваций на рынке искусства стали Париж и Лондон. Там, благодаря появлению влиятельных экспертов и аукционистов, элегантных аукционных залов, печатных каталогов, распродаж и выставок, аукционная индустрия получила новый импульс. Немалую роль в этом процессе сыграл Эдме-Франсуа Жерсен, который проложил новые пути к сердцам покупателей. У него был магазин на мосту Нотр-Дам, он устраивал свои аукционы и издавал подробные каталоги.
Искусствоведы, экспертиза и установление канонов произведений искусства
Атрибуция и происхождение произведений, которые приобретали все большее значение в течение предыдущего столетия, теперь находятся в руках ученых, чьи мнения, изложенные в каталогах, влияют на вкусы современников и, прежде всего, на стоимость работ, включенных в публикации. Ценность произведений увеличивалась или уменьшалась в зависимости от их предполагаемой подлинности (или отсутствия таковой). Во многих случаях критерии подлинности ограничивались стилистическими характеристиками: они были должным образом оспорены в научных кругах. Это особенно отчетливо видно на примере Рембрандта, коллекция работ которого расширялась или сокращалась в зависимости от того, какой ученый изучал его творчество.
Искусство для широких масс: революционный арт-рынок XIX века
В XIX веке рынок произведений искусства претерпел самую настоящую революцию. Новые презентации, серийное производство и воспроизведение изображений в огромных количествах превратили искусство в ширпотреб, распространившийся по всему миру. Такие фирмы, как Goupil et Cie, сделали эти механизмы профессиональными, систематически предоставляя репродукции известных произведений искусства различным категориям покупателей. В то же время такие дилеры, как Чарльз Зедельмейер, создали феномен художественного зрелища, которое, сопровождаемое намеренно драматичной презентацией, рекламой и умелым использованием СМИ, привлекая огромные толпы любителей. Таким образом, в XIX веке различные инновационные стратегии, ориентированные на широкий круг общественности, объединились, чтобы сформировать рынок искусства того времени, заложив основу для современного арт-бизнеса.
#искусство#изобразительное искусство#выставкb#иhe Princely collection#