У меня зимой в квартире замёрзли пеларгонии. Две штуки. И начавшие выпускать листочки черенки роз. И комнатный цветок, название которого я никак не запомню. И половина побегов хойи. И горшок с суккулентами. И вода в бутылке. Вот какие зимы бывают в нашей европейской России.
Да я сама виновата. Я же как делаю? Я никогда не закрываю двери на лоджию. Она у нас большая, застекленная и слегка утепленная, на нее ведут две двери: из кухни и из комнаты детей. Мы постоянно через нее бегаем, а ещё любим, когда дома свежо и не душно. Прошлой зимой лоджия уподобилась зимнему саду: температура там была в самый раз, рассеянный зимний свет да ещё две полки с подсветкой.
А нынче все не то. В тот роковой вечер сын заснул поздно и, видимо, поленившись перед засыпанием выползти из-под теплого одеяла, выйти на лоджию и закрыть окно, которое было открыто для проветривания, просто закрыл дверь в свою комнату. А я тоже хороша. Я в час или два ночи, как обычно, забилась в угол дивана на кухне, смакуя тишину и одиночество. А диван тот аккурат напротив балконной двери. "Пусть у ребяток проветрится", - подумала заботливая мать и, вместо окна, тоже закрыла дверь, чтобы не нарушать блаженную тишину наконец уснувшего дома стуком своих зубов от холода. И забыла. Ну ни разу за десять лет, что мы здесь живём, не случалось, чтобы промерзала лоджия.
А было той лютой январской ночью аж тридцать градусов освежающего морозца. Стекла покрылись льдом, вода в пятилитровых бутылях замерзла, превратив их в сжавших щечки рыбок. А поутру на Марусю смотрели застывшими глазами заиндевевшие растения.
Знаете, я даже не очень расстроилась. В том смысле, что по квартире не разливался запах нашатыря, не слышались причитания и проклятия, не хрустели в отчаянии заламывавшиеся руки, и никто не жег садовые журналы, чтобы их пеплом посыпать голову. Ну я сама опростоволосилась, что ж теперь. Черенки роз жалко, очень, но если в саду розы перезимуют, то и обойдусь. Пеларгонии - вот да, удар за ударом, как будто свидетельствующие, что это не мое растение: то они не хотят укореняться, то покрываются подозрительными желтыми пятнами, а теперь вот мерзнут, собаки. Но как же не мое, когда бледно-розовая Леона Галактика в бетонном кашпо смотрелась умопомрачительно, как само совершенство, и я лелеяла надежду, что грядущим летом двухлетний кустик будет в два раза метче и чаще попадать стрелами Купидона в мое и без того мягкое сердечко?
Но есть надежда ее найти и купить кустиком.
Больше всего мне жалко растение, название которого я никак не запомню. Его я принесла черенком с тренировки сына. Черенок долго укоренялся и уверенно попер только этой осенью. И каким же красивым кустиком стал!
Что ж, нет худа без добра, я это точно знаю. И я была бы не я, если б что-то не придумала, чем заесть мою кручинушку. Дверь я больше не закрываю, морозы продолжаются, но на лоджии держится не ниже пятнадцати градусов, а на подоконнике около пяти-шести. Быть может, для далекого от садоводства человека это ничего не значащие цифры на термометре. Мерзляк скажет: холодно. Оптимист - весна скоро. Заботливая мать посоветует закрыть дверь, чтоб не простыли дети, а хорошая хозяйка поставит стынуть кастрюлю щей. И только садовод знает, что пять градусов - это идеальная температура для стратификации!
К черту щи и детские простуды, такой шанс нельзя терять, не будь я Марусей. Я кинула алчный взгляд на помятый конверт с семенами декоративного лука Purple Sensation, которые собрала в своем саду этим летом. Я уже давно придумала, как лучше посадить этот лук, чтобы он спокойно набрал размеры, сильно меня не тревожил, но и не затерялся на грядке среди голодных мышей и коварных кротов: я решила его посадить в сетчатый овощной ящик, а летом ящик прикопать в саду. Но лук любит небольшой по времени период охлаждения. Я читала об этом, сама ещё не проверяла. И как совместить ящик и холодильник, я никак в толк взять не могла, оттого и медлила, тянула. Как видите, дотянула до февраля.
Да и ящик у меня в деревне. В сарае, до которого ещё нужно дойти. Тоже задачка. Что ж, хотя бы она должна разрешиться в будущие выходные, а пока я решила воспользоваться тем ужасным морозом, что лютует за окном. Пересыпала черные луковые семена в пластиковый одноразовый соусник, засыпала влажным вермикулитом, перемешала, завернула в пакет и оставила на денек-другой в комнате.
Потом уж переставлю к окошку. В выходные привезу ящик, заполню его землёй, а влажный вермикулит с семенами распределю по поверхности: семена у лука крупные, их хорошо видно. Так и время сэкономлю, и пользу из холода извлеку. Надеюсь. Горазда ты, Маруся, планы строить, а потом то Мороз-красный нос, то засуха, то ещё какая непредвиденность... Нет уж, помалкивай лучше и дело делай.
Ваша Маруся