Найти в Дзене
Ника Марш

"Я вижу их заранее"

Дедушка читал ей вслух «Мифы Древней Греции», а она взяла листок бумаги и начала что-то рисовать. Уверенно, точно, как будто всегда этим занималась. Полчаса спустя Надя показала дедушке рисунок, и он ахнул. А на следующий день Надя нарисовала еще десяток новых персонажей и не останавливалась уже никогда. - Как у тебя это получается? – спросили у нее не один раз. - Не знаю, - пожимая плечами, отвечала Надя. – Я словно вижу их заранее… В последний день января 1952 года, в Улан-Баторе, на свет появилась девочка, названная Надей. Ее отцом был художник Николай Рушев, мамой – тувинская балерина Наталья Ажикмаа. Летом того же года семья перебралась в Москву, на Шаболовку, в коммуналку дедушки Кости. Он, бывший солист оперных театров, а потом преподаватель Консерватории, и стал первым, кто открыл в Наде талант к рисованию. У нее получалось удивительно легко. Она брала в руки карандаш и начинала выводить линии, которые причудливо сплетались, завивались, превращались в лица и узоры… Как будто кт

Дедушка читал ей вслух «Мифы Древней Греции», а она взяла листок бумаги и начала что-то рисовать. Уверенно, точно, как будто всегда этим занималась. Полчаса спустя Надя показала дедушке рисунок, и он ахнул. А на следующий день Надя нарисовала еще десяток новых персонажей и не останавливалась уже никогда.

- Как у тебя это получается? – спросили у нее не один раз.

- Не знаю, - пожимая плечами, отвечала Надя. – Я словно вижу их заранее…

В последний день января 1952 года, в Улан-Баторе, на свет появилась девочка, названная Надей. Ее отцом был художник Николай Рушев, мамой – тувинская балерина Наталья Ажикмаа. Летом того же года семья перебралась в Москву, на Шаболовку, в коммуналку дедушки Кости. Он, бывший солист оперных театров, а потом преподаватель Консерватории, и стал первым, кто открыл в Наде талант к рисованию.

У нее получалось удивительно легко. Она брала в руки карандаш и начинала выводить линии, которые причудливо сплетались, завивались, превращались в лица и узоры… Как будто кто-то водил ее рукой свыше! Первый рисунок – забавный мальчишка-кентавр – был результатом прочтения Мифов Древней Греции. Дедушка Костя читал пятилетней Наде вслух, а она, глубоко задумавшись, взяла лист бумаги.

Читать и писать Надя научилась только в первом классе. Родители специально не занимались с ней, но очень много водили по музеям. Девочка словно копила впечатления, чтобы однажды выплеснуть их на бумагу… Особенно впечатлил ее Эрмитаж, с его грандиозной коллекцией картин.

Отец работал на Центральном телевидении, где была своя и очень обширная библиотека. Оттуда приносил книги, которые читали Наде вслух. А когда она сама освоила грамоту, то буквально «глотала» новые тома. Некоторые настолько поражали ее, что она бралась разыгрывать по ролям целые эпизоды оттуда… А потом снова брала листы бумаги. «Сказу о царе Салтане» она нарисовала целиком – тридцать шесть иллюстраций. Становилось понятным, что это не просто хобби по вечерам, после уроков. Надя Рушева, безусловно, маленькая художница.

-2

Ей было десять, когда ее отдали в изостудию Дворца пионеров. Там же проводили встречи с писателями, причем часто приезжали авторы из-за рубежа. Джанни Родари, создатель Чиполино, Джельсомино и «Голубой стрелы», увидев рисунки Нади, которые она захватила с собой на встречу (это были иллюстрации к его произведениям), не удержался от восторженного восклицания. И написал на одном из рисунков: «Браво, Надя, браво!»

Однажды в Шаболовском телецентре решили устроить выставку работ «Рисуют наши дети». Сами сотрудники приносили иллюстрации своих детей, и Николай Рушев принес три работы Нади… а они попали на глаза корреспонденту журнала «Юность». Восхищенный увиденным, он попросил отнести их главному редактору, маститому Борису Полевому. А тот сразу принял решение: делаем выставку! Так в «Юности» показали работы пятиклассницы Нади…

Лев Кассиль написал о ней статью. В «Пионерской правде», самой популярной в то время газете для школьников, появились рисунки Нади. Девочка моментально стала всесоюзной знаменитостью.

- Кто она? – спрашивали люди.

В апреле 1964 года было решено устроить встречу с юной художницей. Это должно было произойти в здании МГУ, где, к тому же, проходила ее персональная выставка. Планировалось, что Надя немного расскажет о себе, о своих работах, а потом будет отвечать на вопросы. Лекционный зал был полон, и, когда объявили Надю, раздался такой гул аплодисментов, что девочка растерялась. Она едва вышла, как испугалась, заплакала и убежала.

-3

Ее работы были теперь везде – в родной 653-й школе, в газетах и журналах. В 1966-м полторы сотни рисунков Нади Рушевой увезли на выставку в Краков. Она делала иллюстрации к русским сказкам, к «Дон Кихоту», «Войне и миру», «Мастеру и Маргарите»… Особняком стоит ее Пушкиниана, иллюстрации к биографии поэта и его творчеству.

Казалось, она не знает усталости: рисует, рисует, рисует. И все это выглядело так легко, так удивительно просто. А попробуй, повтори! О Наде говорили уже как о большом художнике, а она строила смелые планы, как нарисует творчество Есенина, Грина, Лермонтова…

Книга «Мастер и Маргарита» потрясла ее. За иллюстрации взялась с восторгом. Другу рекомендовала: «Если не читал, то прочти ОБЯЗАТЕЛЬНО!»

Его звали Алик, и они познакомились в «Артеке», куда Надя поехала летом 1967 года. Алик Сафаралиев вместе с Надей работал в пресс-центре лагеря, и, когда смена закончилась и все разъехались, оставил девочке свой адрес. Она написала ему более тридцати писем о своих повседневных делах, о том, как ходила в театр, на выставки, об увиденных фильмах. И тут же – легкая печаль и даже обида. Он не разглядел ее влюбленности? Не понял смысла обращенных к нему слов?

На нее обрушился кризис. Творческий, эмоциональный. Подруге Оле жаловалась, что «рисунки идут туго, как из концлагеря» и нет уже прежней легкости и вдохновения. Перегорела? Устала.

-4

Надя признавалась, что стала чаще гневаться, возмущаться, что чересчур близко принимает к сердцу пустяки. Обычный этап взросления для шестнадцатилетней девушки… а потом новая волна вдохновения и тяжелый 1968-й год, когда не стало сразу нескольких родственников.

6 марта 1969 года Надя, как обычно, собиралась в школу. Оделась, причесалась (незадолго до этого отрезала косу), проверила собранный портфель. Дошла до коридора и наклонилась к сапогам, а потом… упала. Прибежал отец, начал громко звать соседей, а затем сам помчался в поликлинику за врачом. Скорую вызвали только после, и Надю отвезли в Первую градскую. Она не приходила в себя. Пять часов спустя ее не стало.

Надя Рушева осталась в истории искусства как автор замечательных, трогательных, очень точных иллюстраций. Ее именем назван конкурс детского рисунка, который проходит ежегодно в Центре Непрерывного художественного образования. Скажу не без гордости, что моя дочь дважды побеждала в нем.

Поддерживать молодые дарования призван и международный конкурс молодых художников «Картина мира». Оргкомитет принял решение продлить срок приема заявок на участие до 16 февраля 2026 года.

Это удивительный проект! Картина любого автора может пройти путь от заявки на сайте до экспозиции в залах легендарной Третьяковской галереи уже этим летом.

-5

Заявки принимаются на сайте проекта «Картина мира» по четырем номинациям:

- графика
- живопись
- цифровое искусство
- вдохновленный русским

«Мы ждем именно ваш уникальный взгляд на ценности своего народа», - подчеркивают в оргкомитете.

…Школа, в которой училась Надя, теперь носит ее имя. Рядом находится парк «Надежда»,

«Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа…» - сказал о ней академик РАН Дмитрий Лихачев.

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!