Найти в Дзене
"Хомо люденс"

12 чудаковатых профессоров в фильмах СССР

Cyмacшeдшие профессора – это только в Голливуде. А у нас люди науки всегда были либо правильными, либо немного странноватыми. Вплоть до курьезности, а то и экзотичности. Начиная с 1963 г., когда Джерри Льюис в Штатах поставил фантастическую комедию «Чoкнyтый профессор», это название стало ходовым, чуть ли не архетипом. По сути, в данную группу можно включить многих: Однако если на Западе герои данного типа частенько бывали коварными или, по крайней мере, снедаемыми страстями, то в российской культуре красной нитью сквозила тема «гений и злодейство – две вещи несовместные». Посему наши профессора были максимум – странноватыми. Либо эксцентричными. А то и юмористичными. Давайте вспомним 12 героев такого рода конкретно из фильмов СССР. Экранизация романа Алексея Толстого Яковом Протазановым была одним из самых первых фильмов: появилась в 1924 г. еще без звука. Возможно, поклонникам современной фантастики будет ее смотреть не совсем интересно: никаких спецэффектов, красивых картинок и впеч
Оглавление

Cyмacшeдшие профессора – это только в Голливуде. А у нас люди науки всегда были либо правильными, либо немного странноватыми. Вплоть до курьезности, а то и экзотичности.

Начиная с 1963 г., когда Джерри Льюис в Штатах поставил фантастическую комедию «Чoкнyтый профессор», это название стало ходовым, чуть ли не архетипом. По сути, в данную группу можно включить многих:

  • и древнегреческого скульптора Пигмалиона, который, если верить Овидию, изваял статую Галатеи со всеми вытекающими..;
  • и пражского раввина Иуду Лёва бен Бецалеля, который в конце XVI в. создал Голема и тем спровоцировал череду жyтких событий;
  • и доктора Фауста, который подпитывал Мефистофеля, ставшего на века символом умного коварства;
  • и многих реальных писателей, например нашего Михаила Булгакова, на волне вдохновения от этой истории Иоганна Вольфганга фон Гете придумавшего Воланда;
  • и др. и пр.

Однако если на Западе герои данного типа частенько бывали коварными или, по крайней мере, снедаемыми страстями, то в российской культуре красной нитью сквозила тема «гений и злодейство – две вещи несовместные». Посему наши профессора были максимум – странноватыми. Либо эксцентричными. А то и юмористичными.

Давайте вспомним 12 героев такого рода конкретно из фильмов СССР.

1. «Аэлита»

Экранизация романа Алексея Толстого Яковом Протазановым была одним из самых первых фильмов: появилась в 1924 г. еще без звука. Возможно, поклонникам современной фантастики будет ее смотреть не совсем интересно: никаких спецэффектов, красивых картинок и впечатляющих съемок там нет.

Сила кино Протазанова – в другом: это было начало начал, когда каноны съемок еще только создавались.

Что до сюжета, то в ту пору избежать революционной темы было невозможно. Поэтому картина была ею пропитана: добравшись до Марса, наши люди устроили восстание и там – к благу угнетаемых аборигенов.

Инициатором восстания были два советских инженера – Лось и Спиридонов. Причем обоих играл один и тот же актер Николай Церетелли, что добавляло легкой шизo-абсурдинки данной истории.

Кадр из раннего советского кино Протазанова
Кадр из раннего советского кино Протазанова

Эти изобретатели сконструировали интерпланетонеф и мечтали исследовать жизнь на других планетах. Попутно показана была лирическая связь с той самой Аэлитой, оказавшейся формальной королевой Марса, но неформально, так сказать, нашим человеком. Ну или почти нашим.

В итоге, как истинные граждане Советского Союза, наши герои разочаровались в чужбине (не забыв помочь марсианам расправиться с их поработителями) и решили, что работать надо на благо родной страны.

Вот такая была фантастика «в начале славных дел». Кому-то сегодня данный сюжет покажется немного наивным. Однако это была система мышления. Она работала и задавала основы того, что мы ценим сегодня.

2. «Человек-амфибия»

Кино Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева вышло на экраны в 1961 г. и было уже не только звуковым, но и цветным. В нем в категорию странноватых профессоров вполне закономерно входил отец Ихтиандра – доктор Сальватор в исполнении Николая Симонова.

Ведь это ж надо было придумать – сыну (пусть и приемному) пересадить легкие и жабры акулы! В итоге мальчонка получился двоякодышащим: мог дышать под водой и на земле. Впрочем, чем больше он отдалялся от моря, тем сложнее ему приходилось.

В результате Ихтиандра втянули в сомнительные людские игры и посадили в тюрьму. Там он слишком долго жил в бочке с грязной водой, и его дыхательная система перестала работать. Юноша утратил способность жить на суше и окончательно переселился в море.

Вот вам и итоги слишком смелых экспериментов его папашки с пересадкой органов.

Кадр из кино СССР Казанского и Чеботарева
Кадр из кино СССР Казанского и Чеботарева

3. «Формула радуги»

В 1966 г. появился чуть ли не первый для кино СССР пародийный чудаковатый профессор – в комедии Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Как можно догадаться по названию, работа шла над созданием формулы радуги. И для нашей категории подходил герой – молодой ученый Владимир Бантиков, сыгранный Николаем Федорцовым.

И он же играл робота Яшку, которого этот товарищ создал, внешне повторив в киборге собственный облик. Как водится, тот возгордился и сбежал от своего создателя.

Впрочем, почему «как водится»? Это сегодня подобных сюжетов – пруд пруди. А в 1960-х гг. тенденция еще только нащупывала себе дорогу.

Между прочим, наш ученый трудился в Институте неразрешимых проблем. И там даже были свои программисты. Заметьте: это в 1960-е гг.!

Кстати, актерский состав в кино был – пальчики оближешь: Савелий Крамаров, Николай Гринько, Фрунзик Мкртчян, Наталья Варлей, Георгий Вицин…

Всего через год – в 1967 г. – выйдет комедия СССР Леонида Гайдая, где сыграют трое последних из этого списка. Догадайтесь: какая?

4. «Его звали Роберт»

Одни из первых махинаций ученых с созданием роботов показаны в советской фантастике Ильи Ольшвангера 1967 г. И опять один и тот же актер – Олег Стриженов – сыграл и киборга, и его чудаковатого создателя: Роберта и Сергея.

Сие создание также попадало в забавные ситуации, однако с пессимистичным исходом. Роберт столкнулся с неразрешимыми задачами и, увы, банально перегорел от напряжения.

Кадр из советской фантастики Ольшвангера
Кадр из советской фантастики Ольшвангера

Вообще же профессор создал робота, чтоб космос осваивать. А тот вдруг взял да «влюбился» в девушку. Да еще и полез за нею в горы (она, видите ли, альпинизмом увлекалась). И потом «сгорел на работе» именно из-за ее чересчур сложных для искусственного интеллекта заданий.

Вот и пришлось ставить крест на экспериментах, в полет же готовить человека из плоти и крови.

5. «Иван Васильевич меняет профессию»

Самым веселым, обаятельным и (да-да) привлекательным из всей плеяды странноватых профессоров стал Александр Тимофеев, или просто ШурикАлександр Демьяненко, из комедии Леонида Гайдая 1973 г.

Умудрившись создать ни много ни мало – машину для перемещения во времени, он попал во времена Ивана Грозного, да еще не один.

Потом, правда, из прошлого в его аппарат копьем кинули, чем прервали столь интересный опыт. Пришлось инженеру бегать транзисторы покупать, пока настоящий царь у него на кушетке песни Владимира Высоцкого слушал, а местный управдом в прошлом на пару с воришкой дела государственные вершил.

Однако в итоге, разумеется, всё завершилось хорошо. Каждый попал в свое время и в свое место: царь – на трон, управдом – в свой дом, а вора даже посадили... почти... только он сбежал и, наверное, перевоспитался?

Кадр из советской комедии Гайдая
Кадр из советской комедии Гайдая

6. «Чародеи»

В целом в новогодней комедии СССР Константина Бромберга 1982 г. было много необычных ученых.

Самой же необычной и подходящей для нашей категории может быть названа глава института Кира Шемаханская. Она числилась не просто доктором наук, но магом первой величины. Весьма убедительно ее сыграла Екатерина Васильева.

Пока все подчиненные, вплоть до магистров, глав лабораторий и замов самой Шемаханской, бегали по важным делам (то волшебную палочку создать, то распутать сотворенное директором заклинание), Кира Анатольевна находилась выше всех и вся.

Сотворить заклятие наподобие «зимнего сердца» не мог никто, кроме Киры. Да и по прочим моментам она стояла на голову выше всех остальных.

Кадр из новогодней комедии Бромберга
Кадр из новогодней комедии Бромберга

Ну, да и на эту старуху были свои прорухи, что определяло ее в наш список странноватых профессоров. Так, оказалось, что Кира, понимаете ли, ревнива. Причем до такой степени, что готова вмешиваться в судьбы других людей.

Правда, когда во всем разобрались, заклятие было снято, разлученные Кирой влюбленные встретились, а сама она упала в объятия давнего кавалера Ивана Киврина – своего зама. Только ненадолго: сразу же зашипела на того, что, мол, хватит, пора к делам вернуться.

И это после того, как она много раз соглашалась на его предложение руки и сердца!..

Причем обоже Киры тоже был тем еще чудаком с «пунктиком» на часах: он всю квартиру заставил ходиками, кукушками и иже с ними; дарил исключительно циферблаты в разных оформлениях; во всем сверялся с точным временем…

7. «Рецепт ее молодости»

Советская фантастика 1983 г. от Евгения Гинзбурга была снята по мотивам пьесы Карела Чапека, который в то время как раз вошел в моду в СССР.

Главная героиня, прелестная Эмилия Марти, выглядевшая на 35 лет, на самом деле жила уже 337 лет благодаря приему средства Макропулоса.

Сей алхимик сварганил эликсир долголетия и испытал его на дочке. Любопытно, что император, которому предназначался рецептик, испробовать его так и не решился. А вот алхимик собственную родимую кровиночку в эксперимент включил, не пожалев. Или наоборот – осчастливив?

Кадр из кино СССР Гинзбурга
Кадр из кино СССР Гинзбурга

8. «Завещание профессора Доуэля»

Леонид Менакер экранизировал роман Александра Беляева в 1984 г. Заглавный персонаж был слегка изменен и осовременен. Но главный сюжет остался прежним: эксцентричный профессор создавал раствор для оживления отдельных частей тела и после болезни существовал сугубо в виде головы.

В этаком экзотичном виде он даже выступал в видеоконференцсвязи и ловил преступников.

Сыгранный прибалтом Ольгертом Кродерсом профессор Доуэль получился личностью довольно экстравагантной. Но, увы, когда созданный им раствор закончился, голова не смогла больше существовать.

Близкая участь ожидала созданного на основе его изысканий кентавра: женщины, которую воротилы соединили из двух – голова принадлежала певице, а тело – подруге сына профессора.

Так и тянет процитировать другой известный фильм СССР о еще одном создателе химер – «Формулы любви»: «В общем, все умерли».

Однако не совсем все. Потому что махинатор, овладевший методиками Доуэля, был разоблачен как преступник, но в то же время получил предложение сотрудничества.

9. «Письма мертвого человека»

Картина Константина Лопушанского появилась в позднесоветское время – в 1986 г. – и была пропитана тревогами тех лет, в том числе постапокалиптическими настроениями.

Главный герой Ларсен в исполнении Ролана Быкова был не просто профессором, но лауреатом Нобелевки. Однако вместе со всем человечеством его постигла ядерная война.

Спасаясь с остатками выживших в подземельях исторического музея, ученый искал способы вылечить людей от лyчевoй бoлeзни, а также размышлял о принципах жизни будущего общества, которое могло вырасти в подобных условиях.

В финале цитировалось антивоенное воззвание знаменитых ученых 1955 г., выступавших за мир, международную безопасность и научное сотрудничество.

Это был самый философский и одновременно самый трагичный из образов странных профессоров, которые создал кинематограф СССР.

10. «Собачье сердце»

Экранизированная в 1988 г. Владимиром Бортко повесть Михаила Булгакова стала, так сказать, комедией с философским подтекстом. Профессор Преображенский, которого просто бесподобно сыграл Евгений Евстигнеев, выступал чудаком с мировыми достижениями.

Еще бы – кому довелось воскресить одно живое существо на основе другого?

Правда, пожив с этим существом под одной крышей некоторое время, Филипп Филиппыч разочаровался и в своем «Големе», и в самой необходимости подобных опытов: «…зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая бaбa может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого».

Кадр из советского фильма Бортко
Кадр из советского фильма Бортко

11. «Приключения Электроника»

Виктор Громов из советского детского фильма Константина Бромберга 1980 г. по книгам Евгения Велтистова был одним из самых душевных странноватых профессоров. Николай Гринько сыграл его совершенно чудесно.

Профессор слыл тем еще чудаком. Он робота создал не для науки, а для мелкой надобности: чтоб играл с ним в шахматы! Правда, потом, как уж повелось в робоистории, создание от создателя сбежало и начало вести собственные игры. И цель себе поставило чуть ли не большую, чем ставил изобретатель: стать человеком.

И ведь Эл почти стал человеком. По крайней мере научился людским радостям и слабостям, помогал и сопереживал окружающим, обучился смеяться и плакать.

Кадр из советского фильма для детей Бромберга
Кадр из советского фильма для детей Бромберга

12. «Тайна третьей планеты»

И на сладкое – чудак из советской истории для детей по книгам Кира Булычева. То есть из историй, потому что профессор Селезнев появлялся на экранах несколько раз: в фильмах «Гостья из будущего», «Лиловый шар» и др.

Однако наиболее ярким его образ получился все-таки в мультфильме Романа Качанова 1981 г.

Только чудак мог на полном серьезе измерять длину хвостов и поражаться результатам измерения больше, чем приближающемуся к его звездолету астероиду.

Да и близкие товарищи у Селезнева были те еще. Один Громозека чего стоил!

И капитан корабля Зеленый, с которым летал профессор, был с не меньшими странностями. Этот товарищ даже здоровался чудаковато: «Ну, что у нас плохого?»

А ведь, как известно, скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. :)

Коллаж кадров из советского мультфильма Качанова
Коллаж кадров из советского мультфильма Качанова

__________

П. с. Дорогие читатели, добавляйте ваши примеры странноватых профессоров!

И читайте посты «7 наших лучших фильмов о начале покорения космоса», а также «40 руб. за изготовление машины времени получил скульптор при работе над комедией Гайдая об Иване Васильевиче».

+ отвечайте на тест «Узнайте советское кино по людям науки (или якобы людям науки) в кадре».

#кино #фантастика #юмор #культура #телевидение #СССР #киноСССР #советскоекино #фэнтези